1. Открытие собственной сексуальности. Половое созревание – это процесс, в рез-те кот. у человека формируется психофизиологические и морально-психологические признаки принадлежности к мужскому или женскому полу. Основные этапы 1-7 становление и формирование полового самосознания (я -мальчик, я – девочка) 7-13 лет формируется половое поведение (а что я делаю, чтобы быть мальчиком или девочкой, чтобы это было ясно и окружающим.) 13-15 лет – формирование психосексуальной ориентации (отношение к себе и к противоположному полу).
2. Утрата статуса ребенка, проблема обретения идентичности (Э. Эриксон). Этот возраст (12-18 лет) – является ключевым в формировании идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации "Я" и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Э. Эриксон вводит термин "психологический мораторий". Он обозначает кризисный период между юностью и взрослостью. Этот психологический мораторий при определенных условиях может длиться годами, что особенно характерно для одаренных людей.
|
|
3. Изменение образа Я, 4. Изменение образа окружающего мира. 5. Неадекватная сосредоточенность на собственной личности.
Основные новообразования подросткового возраста
Чувство взрослости
Чувство взрослости, заключается в осознании себя взрослым, в стремлении быть принятым окружающими в качестве взрослого, в желании взять на себя решение многих жизненно важных вопросов. Внешняя взрослость, Равнение на качества пола, Социальная взрослость, Интеллектуальная взрослость.
Стадия формальных операций
По Пиаже у человека в плане умственного развития происходит формирование сложных мыслительных схем (конструкций), которые позволяют ему адаптироваться (приспосабливаться) к той или иной ситуации. Стадия формального интеллекта (высшая стадия развития схем) характеризуется способностью производить мыслительные операции над абстрактными понятиями, не опираясь на чувственное восприятие конкретных объектов.
Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т. е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.
|
|
Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и личностного роста, творческой активности подростков.
Меняется стратегия поведения при решении мыслительной задачи.
Появляется предварительная ориентировка в ситуации с выделением цели мыслительного действия (итак, что нам нужно понять, найти)
Наблюдение ситуации становится целенаправленным, отвечающим цели, в ходе наблюдения подросток становится способным получать информацию об объекте без искажений.
Появляется умение прогнозировать успешность своих действий.
Появляется умение выдвигать несколько гипотез и строить план их проверки.
Появляется умение мыслить логично.
Появляется умение думать о гипотетических условиях – возможное отделяется от реального.
Появляется умение проводить мысленное экспериментирование.
Формирование идентичности
Подобный взгляд мы встречаем у Э. Эриксона в его идее об идентичности: перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей –психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где он находится и куда он идет.