Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Внутренний отход от школы – прежние мотивы исчерпали себя, новые еще не сформировались.
Складывается культура умственного труда, индивидуальный стиль учения.
Складывается индивидуальное отношение к отдельным предметам – интересы.
Появляется интерес к способам умственной деятельности. (шпаргалки появляются именно в этом возрасте)
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.
|
|
Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Психология старшего школьного возраста
Социальная ситуация развития старшего школьника
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. Если же отойти от такого понимания развития, если рассмотреть его как те изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией, то окажется, что в этом возрасте имеют место весьма существенные, качественные новообразования.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития.
|
|
Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения,, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л. И. Божович, заключается в том, что школьники старших классов — это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».
Новая, социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. На вопрос «Зачем ты учишься?» подростки часто теряются и отвечают вопросом же: «Как это —для чего учусь? А как можно не учиться? А что же делать, если не учиться?» Старшеклассники отвечают с точки зрения будущего: «Получишь образование и будешь настоящим человеком. Я, например, буду строителем: строить и создавать новые здания— польза для всех», т. е. старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего.
Исследования показывают, что у старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя, конечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами (учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая). На выбор профессии влияют и мнения других людей: у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи — третье. Старших школьников всегда волнует проблема выбора, и они ведут по этому поводу разговоры со сверстниками и с окружающими взрослыми. Для того чтобы успешно проводить работу по профориентации, важно знать, каковы установки и личностные особенности того или иного учащегося.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.