Глава 1. Теоретический анализ организации учебной деятельности студента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Психодиагностике

 (название дисциплины)

 

на тему: Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость

 

студента

 

 

 

Студента (ки) 4 курса П/б-16-1-з группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»/ 37.03.01 «Психология»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ Общий

Макарова С.В.

(фамилия и инициалы студента)

 

Руководитель Дьяков С.И.

                (должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)  

 

 

Национальная шкала ______________________   

Количество балов: __________Оценка: ECTS _____

                                         

                                     Члены комиссии     ______________ __________________________

                                                                                   (подпись)                  (фамилия и инициалы)

 

                                                                            ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                                                           ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

 

г. Севастополь – 2020 год


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»

Направление подготовки: 37.05.02 (030301) Психология служебной деятельности

                                                                                                         

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

«Общая и прикладная психология и педагогика»

____________________ _________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

«____» __________________ 20___г.


ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по психодиагностике

студенту___ Макарову С.В. _________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы «Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость студента»

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

утверждена приказом по СевГПИ № ____ от«___»_____________ 20__ г.

2. Срок подачи студентом законченной работы «___»_____________ 20__ г.

3. Входные данные к работе:

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который включает 61 наименование. Основной текст изложен на 57 страницах печатного текста, содержит 2 рисунка и 8 таблиц. Общий объем работы 75 страниц.

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):

1. рассмотреть понятия и содержание самоорганизации личности как психологического явления, стресса и стрессоустойчивости, сделать обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему;

2. выявить место смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе;

3. проанализировать психологические исследования по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов   ;

4. раскрыть особенности стрессоустойчивости студентов;

5. изучить проблемы стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии.

Работа содержит__ 2 __ рисунков,__ 8 __таблица на __ 9 __страницах.

5. Дата выдачи задания ___________________________________________________

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов работы (проекта) Срок выполнения этапов работы (проекта) Примечание
1 Выбор темы и её утверждение на кафедре    
2 Подобрать литературу по теме исследования    
3 Определить объект, предмет, цель, задачи исследования (работа над Введением)    
4   Написать черновик первой главы    
5 Осветить практическую часть исследования    
6 Сделать выводы    
7 Оформить исследование в соответствии с требованиями    
8 Предъявить работу на проверку научному руководителю    
9 Предварительная защита курсовой работы    
10 Защита курсовой работы    

Студент _____________МакаровС.В.                                                              (подпись)      (фамилия и инициалы)

                       Руководитель курсовой работы           _____________ Дьяков С.И.

                                                                                                  (подпись)       (фамилия и инициалы)

                                                                 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 5

Глава 1. Теоретический анализ организации учебной деятельности студента.. 8

1.1. Сущность, структура и содержание самоорганизации личности как психологического явления. 8

1.2 Ценностно-смысловая самоорганизация в процессе профессионального самоопределения студента. 11

Глава 2. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости у студентов.. 18

2.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости, обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему. 18

2.2 Теоретический анализ психологических исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у              студентов. 22

2.3 Особенности стрессоустойчивости студентов. 28

2.4 Проблема стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии. 33

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА.. 37

3.1 Характеристика объекта и методов исследования. 37

3.2. Анализ результатов исследования. 44

3.3 Рекомендации. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

ПриложениеА.. 68

Приложение Б. 73



Введение

 

Актуальность исследования. Обнаружение двигающих сил поведения лица – одна из основных задач науки о человеке. В психологии данная задача рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. При этом термин «мотивация» никак не содержит общепризнанного определения, что проявляется огромным количеством разных, нередко двойственных концепций мотивации.

Основные элементы внутреннего мира индивидуума – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, происходящие из его оригинального личного опыта и потому характерные только лишь ему. Наравне с потребностями они считаются значимыми мотивационными обстоятельствами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности формируют основу внутреннего мира человека. Они выступают важной основой его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, обстоятельством, обусловливающим конкретную направленность деятельности и поведения личности.

Одно из условий перемены системы ценностных ориентаций и сопряженных с ними мотивов поведения считаются социально-исторические условия формирования и функционирования личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в мире несут за собою перемены системы ценностей, морально-этических общества, социальных групп, отдельной личности. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от лица определенного мастерства реализовывать действенную и непрерывную ориентировку в пространстве общественной действительности. Ради данного субъекта следует сознательно развивать концепцию главных жизненных взаимоотношений к предметному миру, к иным народам и лично для себя и, рефлексируя собственные основные доводы, жизненные ценности, воплощать в жизнь их в определенных и постоянно изменяющихся ситуациях.

Таким образом, актуальность данного исследования определена особой ролью и смыслом мотивационно-ценностной организации современного студента в организации их подготовки к независимой профессиональной деятельности, а кроме того недостаточной изученностью проблемы особенностей мотивационно-ценностной организации современного студента.

Проблема состоит в том, что в условиях постоянных социально-политических и социально-экономических преображений в обществе существующие в литературе сведения никак не позволяют четко квалифицировать характерные черты мотивационно-ценностной организации современного студента.

Особо значимой проблемой в период обучения является проблема стрессов, в частности переживание экзаменационных и зачетных стрессов. При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её малоизученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема весьма актуальна в настоящее время.

Объектом исследования является психологические аспекты мотивационно-ценностной организации и стрессоустойчивости.

Предмет исследования – связь мотивационно-ценностной организации современного студента с его стрессоустойчивостью.

Целью исследования – выявить связь ценностно-смысловой самоорганизации и стрессоустойчивости студента.

Основные задачи курсовой работы: 

- рассмотреть понятия и содержание самоорганизации личности как психологического явления, стресса и стрессоустойчивости, сделать обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему;

- выявить место смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе;

- проанализировать психологические исследования по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов;

- раскрыть особенности стрессоустойчивости студентов;

- изучить проблемы стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, а также для разработки программ психологических тренингов для работы со студентами.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивационно-ценностной организации современного студента;

- эмпирические – в процессе эксперимента было использованы методики: опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса), тест на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В. Карпушиной, тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева.

- методы математической статистики.

Выборка исследования: 30 студентов Севастопольского гуманитарно-педагогического института.

Структура курсовой работы представлена введением, тремя разделами, заключением, библиографическим списком. В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы. Список использованных источников включает 61 наименование.

 

Глава 1. Теоретический анализ организации учебной деятельности студента

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: