КУРСОВАЯ РАБОТА
по | Психодиагностике |
(название дисциплины)
на тему: | Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость |
студента |
Студента (ки) | 4 | курса | П/б-16-1-з | группы |
Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»/ 37.03.01 «Психология»
Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ Общий
Макарова С.В. |
(фамилия и инициалы студента)
Руководитель | Дьяков С.И. |
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)
Национальная шкала ______________________
Количество балов: __________Оценка: ECTS _____
Члены комиссии ______________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
г. Севастополь – 2020 год
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»
Направление подготовки: 37.05.02 (030301) Психология служебной деятельности
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
«Общая и прикладная психология и педагогика»
____________________ _________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«____» __________________ 20___г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по психодиагностике
студенту___ Макарову С.В. _________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы «Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость студента»
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
утверждена приказом по СевГПИ № ____ от«___»_____________ 20__ г.
2. Срок подачи студентом законченной работы «___»_____________ 20__ г.
3. Входные данные к работе:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который включает 61 наименование. Основной текст изложен на 57 страницах печатного текста, содержит 2 рисунка и 8 таблиц. Общий объем работы 75 страниц.
4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):
1. рассмотреть понятия и содержание самоорганизации личности как психологического явления, стресса и стрессоустойчивости, сделать обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему;
2. выявить место смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе;
3. проанализировать психологические исследования по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов ;
4. раскрыть особенности стрессоустойчивости студентов;
5. изучить проблемы стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии.
Работа содержит__ 2 __ рисунков,__ 8 __таблица на __ 9 __страницах.
5. Дата выдачи задания ___________________________________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название этапов работы (проекта) | Срок выполнения этапов работы (проекта) | Примечание |
1 | Выбор темы и её утверждение на кафедре | ||
2 | Подобрать литературу по теме исследования | ||
3 | Определить объект, предмет, цель, задачи исследования (работа над Введением) | ||
4 | Написать черновик первой главы | ||
5 | Осветить практическую часть исследования | ||
6 | Сделать выводы | ||
7 | Оформить исследование в соответствии с требованиями | ||
8 | Предъявить работу на проверку научному руководителю | ||
9 | Предварительная защита курсовой работы | ||
10 | Защита курсовой работы |
Студент _____________МакаровС.В. (подпись) (фамилия и инициалы)
Руководитель курсовой работы _____________ Дьяков С.И.
(подпись) (фамилия и инициалы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 5
Глава 1. Теоретический анализ организации учебной деятельности студента.. 8
1.1. Сущность, структура и содержание самоорганизации личности как психологического явления. 8
1.2 Ценностно-смысловая самоорганизация в процессе профессионального самоопределения студента. 11
Глава 2. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости у студентов.. 18
2.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости, обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему. 18
2.2 Теоретический анализ психологических исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов. 22
2.3 Особенности стрессоустойчивости студентов. 28
2.4 Проблема стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии. 33
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА.. 37
3.1 Характеристика объекта и методов исследования. 37
3.2. Анализ результатов исследования. 44
3.3 Рекомендации. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
ПриложениеА.. 68
Приложение Б. 73
Введение
Актуальность исследования. Обнаружение двигающих сил поведения лица – одна из основных задач науки о человеке. В психологии данная задача рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. При этом термин «мотивация» никак не содержит общепризнанного определения, что проявляется огромным количеством разных, нередко двойственных концепций мотивации.
Основные элементы внутреннего мира индивидуума – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, происходящие из его оригинального личного опыта и потому характерные только лишь ему. Наравне с потребностями они считаются значимыми мотивационными обстоятельствами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности формируют основу внутреннего мира человека. Они выступают важной основой его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, обстоятельством, обусловливающим конкретную направленность деятельности и поведения личности.
Одно из условий перемены системы ценностных ориентаций и сопряженных с ними мотивов поведения считаются социально-исторические условия формирования и функционирования личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в мире несут за собою перемены системы ценностей, морально-этических общества, социальных групп, отдельной личности. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от лица определенного мастерства реализовывать действенную и непрерывную ориентировку в пространстве общественной действительности. Ради данного субъекта следует сознательно развивать концепцию главных жизненных взаимоотношений к предметному миру, к иным народам и лично для себя и, рефлексируя собственные основные доводы, жизненные ценности, воплощать в жизнь их в определенных и постоянно изменяющихся ситуациях.
Таким образом, актуальность данного исследования определена особой ролью и смыслом мотивационно-ценностной организации современного студента в организации их подготовки к независимой профессиональной деятельности, а кроме того недостаточной изученностью проблемы особенностей мотивационно-ценностной организации современного студента.
Проблема состоит в том, что в условиях постоянных социально-политических и социально-экономических преображений в обществе существующие в литературе сведения никак не позволяют четко квалифицировать характерные черты мотивационно-ценностной организации современного студента.
Особо значимой проблемой в период обучения является проблема стрессов, в частности переживание экзаменационных и зачетных стрессов. При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её малоизученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема весьма актуальна в настоящее время.
Объектом исследования является психологические аспекты мотивационно-ценностной организации и стрессоустойчивости.
Предмет исследования – связь мотивационно-ценностной организации современного студента с его стрессоустойчивостью.
Целью исследования – выявить связь ценностно-смысловой самоорганизации и стрессоустойчивости студента.
Основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятия и содержание самоорганизации личности как психологического явления, стресса и стрессоустойчивости, сделать обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему;
- выявить место смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе;
- проанализировать психологические исследования по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов;
- раскрыть особенности стрессоустойчивости студентов;
- изучить проблемы стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, а также для разработки программ психологических тренингов для работы со студентами.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивационно-ценностной организации современного студента;
- эмпирические – в процессе эксперимента было использованы методики: опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса), тест на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В. Карпушиной, тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева.
- методы математической статистики.
Выборка исследования: 30 студентов Севастопольского гуманитарно-педагогического института.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя разделами, заключением, библиографическим списком. В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы. Список использованных источников включает 61 наименование.
Глава 1. Теоретический анализ организации учебной деятельности студента