Ценностно-смысловая самоорганизация в процессе профессионального самоопределения студента

 

Ценности - некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса социального познания.

Понятие «ценностная ориентация» используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности.

Ценностные ориентации (ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность.

Формирование планаи функционирование широкомценностных авторовориентаций учебнойимеет ряд особенностей. Детерминация учебной регуляции теорииповедения мотивовчеловека человекидет с двух сторон: а) со стороны чтениемира, внешних момента условий, уровня разныхразвития синонимкультуры, природных именнофакторов именнои т.д.; б) со стороны собой самого наборычеловека, его желаний, предпочтений, ценностей времяи смыслов, мотивов помощии интересов. На каждом вопросиз уровней важнымрегуляции работахповедения которыеназванные которымстороны мотивов встречаются большиеи трансформируются основев тот или иной вид отношений. А на уровне учебным отдаленных говоритперспектив всего- это предполагает можетих субординацию формыи упорядочению.

Проектировочный формыуровень говорятхарактеризует важнаосмысление мотиваотношения чтениек возможной видов деятельности, целям, вещам, людям с позиции собойих включения стоитв реальную идеалыжизнь человека более[58, c. 612]. Осмысления мотивовнаправлены преждена создание рамкахсмысловых основеобразований широкиечерез соотношение уровне смыслов оченьпо разным точкикритериям разныеи на их трансформацию.

На мотивационном условноуровне влияние мотивационные степениотношения включилпроявляются раннихв активном самойвыборе силамипоступков, действий, предметов уровнейи людей. Ярко проявляют широкиесебя предпочтения такиеи пристрастия. Отношение анализу между мотивами можетво внутреннем даннаямире, человека придаютведет к их иерархии, сравнению группаи упорядочению. Всякое теориивнутреннее умениеотношение другим- это отношение моментамежду актуальным смысли потенциальным меньшев человеке, которые учебев зависимости выборомот уровня целомрегулируются чтениена основе общениикритериев. Этими критериями другиевыступают: мера общности учениктех или иных образований, степень свойствзначимости учебнымдля человека междуконкретного отходятобразования сменесейчас широкомили в будущем.

Внутренние откликотношения также выражают такиединамику интерессубъективной мотивовжизни человека мотивови могут принимать вопросразные формыформы (конфликт, подъем, цельность, гармония новымии т.п.). В реальном мотивыпроцессе требуетпсихологической рамках регуляции готовее виды отношений умения(ценностные, смысловые, мотивационные) существуют учебномв единстве, это касается самойи ценностных которыеориентаций основепонимаемых обратнокак ценностный сфера психологический работымеханизм вопрекирегуляции учебныхповедения з[60,  c. 56]. Конечно, один из видов отношений учебных (или уровень внешнихрегуляции) может или должен учебнойдоминировать, тогда остальные могут находятся учебнойв нем в снятом, свернутом учебнымвиде.

Процесс мотивоврегуляции крайне поведения мотивовчеловека группыидет от внутренних именноотношений преждемежду актуальным формойи потенциальным занятьв человеке. Это касается жизньне только системеотношений средивнутри учебнымодного решения уровня, но переходов группаи связей мотивымежду уровнями моментарегуляции. Например, между мотивами уделяли смыслами, общими времясмыслами позициии ценностями, системой сложноемотивов новыеи ценностями.

Формирование учебнойже ценностных разныеориентаций выборидет со стороны актуализации учебнойвнешнего именноотношения такиевзаимодействия может человека болеес миром. В процессе смыслформирования учитсяи развития долгочеловека учебноймир, культура видови конкретные междуситуации системаактуализируют самомразные большевиды значимых планаотношении свойствв очень многообразных говоряткомбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура другие (миф, ритуал другимобряды поискуи т.п.) прежде ответвсего актуализируют уровнеценностные теорииотношения.

Ценностно-потребностная сфера личности одного- это система индивидуальных потребностей, формирующаяся сколькона основе уровнейврожденные авторовили уже приобретенных можетв течение собойжизни потребностей, и организующихся работыв блоки - ценности, которые интерессоответствуют толькоисторически сложившимся всоциально одобряемым, морально-этическим нашегонормам, выработанным основв процессе сферуразвития общества сколькопод влиянием полученсоциально-экономических факторов, отличающимся интерессвоей индивидуальной высшегонеповторимостью [57, с.64].

Потребности теориичеловека, значимость степеньсвойств междуокружающего мира образуют средисложную внешних взаимозависимость, которая интересдостаточно просьбуизменчива. [37, с. 108].

Закономерность важным психического которомразвития стоитпроявляется можнов том, что человек факторыне может жить в мире с равной внутриценностью можновсех его сторон, ибо тогда, невозможен тольковыбор, нельзя выборепринять новые решения.

Выбор может быть случайным, если человек условиеимеет дело с незнакомыми также незначимыми формойсвойствами мотивовмира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение анализуи ценности.

- Культурный мотивовопыт.

Культура одногозадает обратносистему крайнеценностных наличиепредставлений, регулирующих человекиндивидуальное важныи социальное интересповедение анализучеловека, служит этимибазой для постановки внутрии осуществления жизни познавательных, практических одними личностных разныезадач. Культура толькопереводит сферычеловека поискув другой учебномспособ ответбытия, способ, который широкиележит вне отдельного сложнуючеловека целоми является мотива более осмысленным анализеи упорядоченным. Человек чтениеизначально, с момента лежащаясвоего охотой рождения средипомещен интересв мир культуры. В этом мире накоплен пробели зафиксирован уровнейгигантский именно общечеловеческий играютопыт, который меньшеобеспечивает личнымичеловека жизньготовыми учебныхобразцами точкии средствами котораярешения можетличностных основезадач.

Сознание самойчеловека выборразвивается ресурсвнутри болеекультурного имеетцелого, в котором мотивовкристаллизирован всегоопыт деятельности, общения разными мировосприятия. Однако, присвоение мотивовкультурного интересопыта, безусловно, не происходит занятьавтоматически. От каждого средиотдельного служитчеловека междуоно требует природыпредельно разные личного уделялосознания, «переоткрывания».

М.М. Бахтин утверждал, что «всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» [29,  с. 109].

- Моральные принципы. Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях.

- Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека.

- Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование ценностей. Изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т.д. А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, «третьего», индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

По мнению Леонтьева Д.А: «…составляющими смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые: 

- являются сложными социально-психологическими образованиями, 

- порождаются реальными, значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, 

- соотносятся с прошлым, настоящим и будущим личности, 

- задают направление и границы ее самореализации как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей..» [34, с.487].

Жизнь можно считать осмысленной, если:

1) человек ставит перед собой достаточно ясные цели, что, в свою очередь, предполагает, что активность личности направлена в будущее, при этом, человек опирается на настоящее и извлекает необходимый опыт из прошлого;

2) процесс жизни приносит радость и удовлетворение;

3) личность оценивает какую-либо часть своей жизни, как результативную, умеет извлекать необходимый опыт из прошлого, при этом не «застревая» на каком-либо отрезке жизни;

4) субъект считает себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле[34, с.487].

Смысложизненные ориентации являются вектором, задающим направление, по которому личность продвигается в сторону обретения смысла жизни как вершины человеческого бытия.

Итак, осмысленность жизни – это осознание и организация своего личного смысла жизни. И, согласно критериям осмысленности жизни, можно вывести соответственные критерии осмысленности (осознания и организации) своего личного обучения. 

В связи с проблемой академической самоорганизации стоит рассмотреть такой феномен, как академическая прокрастинация. 

Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. 

Многие студенты испытывают проблемы по поводу несвоевременного завершения планируемых или неотложных дел, неспособны к положенному сроку выполнить определенные задания, склонны к промедлению и откладыванию повседневных жизненных задач «на потом». 

Основные сферы проявления прокрастинации – это профессиональная деятельность, забота о здоровье, а также обучение (академическая прокрастинация). 

Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения учебных задач (например, курсовых работ) и связана с несформированностью учебных навыков, низкой самоорганизцией, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения. Поэтому важным является изучение специфики промедления у хорошо успевающих и слабо успевающих студентов [22, с. 38-49].

Проблема самоорганизации учебной деятельности студента по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем возрастной и педагогической психологии, разработка которой непосредственно связана с решением задачи формирования социально-активной личности, добивающейся в деятельности стабильных и эффективных результатов. А в связи с увеличением объема самостоятельной работы студентов, становится ключевым фактором в формировании будущих специалистов. Для нас, как людей, рассчитывающих жить в том недалеком будущем, где будут работать эти самые специалисты, важно понять, какая проблема все-таки является остальной, почему академическая самоорганизация многих студентов находится на весьма низком уровне.

Из всего приведенного можно сделать некоторые выводы:

1.Ценностно-смысловая организация характеризуется как основной компонент структуры общей организации личности.

2. В структуру организации личности всеми учеными включаются мотивация, рассматриваемая как интегральная система относительно устойчивых мотивов, являющихся основными побудителями деятельности, а также ценности, потребности, интересы, установки, цели, мировоззрение человека.

3. На основе сформированной организации личности развивается профессиональное самосознание, формируются профессиональные мотивы, установки и ценности. Она в качестве системы мотивов, ценностей и интересов, ориентирует выбор профессии, профессиональную подготовку, трудовую деятельность человека.

4. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: