Нами было проведено исследование эффективности влияния применения ролевых игр на уровень успешности обучения иностранному языку. В исследовании принимали участие обучающиеся 9 «А» и 9 «Б» классов. В 9 «А» классе 20 человека (экспериментальный класс), в 9 «Б» – 20 человека (контрольный класс). Списочный состав участников эксперимента приведен в Приложении 1. Контроль за ходом диагностики осуществлял школьный психолог Данилова Нина Константиновна. Эксперимент проводился с 12.03.18 по 25.03.18 г.
Для достижения поставленной цели и эксперимента необходимо было решить следующие задачи:
– организовать экспериментальную и контрольную группы, определить уровень сформированности основных учебных умений у школьников экспериментальной и контрольной групп;
– подобрать методики и провести диагностику навыков аудирования и речевых умений испытуемых;
– провести формирующий эксперимент по обучению иностранному языку с применением ролевых игр и описать ход этого этапа эксперимента;
– провести контрольный эксперимент с целью выявления сдвигов, различий в развитии основных учебных умений в экспериментальной и контрольной группе.
Тест состоит из упражнений на проверку навыков аудирования и речевых навыков. Первые 3 задания на аудирование. Необходимо прослушать аудиофайл, выбрать правильный ответ. Четвертое задание на речевой навык. Необходимо прокомментировать пословицы и цитаты и дать их эквиваленты на русском языке. Составить ситуацию, используя одну из пословиц (цитат).
Исследование проходило в несколько этапов:
– на первом этапе осуществлялось изучение уровня навыков аудирования и речевых навыков по иностранному языку, анализировались полученные результаты;
– на втором этапе исследования осуществлялся формирующий
эксперимент по обучению иностранному языку на основе ролевых игр;
– третьим этапом исследования проводился контрольный эксперимент, анализировались и обобщались результаты после проведения формирующего эксперимента.
В ходе итогового эксперимента мы использовали тестовые задания аналогичные тем, которые применялись в ходе начального диагностирующего и формирующего экспериментов приведенного в Приложении 2.
На констатирующем этапе нами было проведено исследование уровня сформированности речевых умений и умения аудирования. Оно позволило определить исходный уровень сформированности основных языковых умений аудирования и речевых навыков. Тестирование содержало задания на оценку навыков аудирования и речевых навыков. Время, отводимое на выполнение всех заданий – 45 мин.
Рассмотрим результаты исследования. Результат исследования умений аудирования приведен в Таблице 1.
Таблица 2.3.1
Исследование уровня успешности выполнения задания на аудирование на начало эксперимента
Уровни
| Экспериментальная группа, 20 чел. | Контрольная группа, 20 чел. | ||
чел. | (%) | чел. | (%) | |
низкий | 7 | 35% | 8 | 40 % |
средний | 7 | 35% | 7 | 35% |
высокий | 6 | 30% | 5 | 25 % |
В экспериментальной группе с заданием на аудирование не справились 7 человек, и 8 человек из контрольной группы, они показали низкий уровень более или менее справились в обоих группах одинаковое количество – 7 человек, отлично справились с заданием в экспериментальной группе 6, а в контрольной 5 человек.
Успешность выполнения заданий в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента приведена на рисунке 2.3.1 и 2.3.2.
Рис. 2.3.1 Успешность выполнения аудирования в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента
Результат исследования уровня успешности выполнения речевых навыков приведен в таблице 2.
Таблица 2.3.2