Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

 

на тему: «Возрастные анатомо – физиологические особенности органа зрения (в связи с профилактической и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10219 (номер з/к 131950206)              А.С.Михеева

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. биол. наук, доцент                                                          Н.В. Сажина

 

Курган 2020

 

Содержание  
     Введение 3
6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.     4
   6.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание. 4
   6.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора.   5
6.2. Принцип строения и функционирования органа зрения. Зрительный анализатор.   6
  6.2.1. Строение и функционирование органа зрения. 6
  6.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов зрительного анализатора.   7
  6.2.3. Определения понятия «аккомодация», ее возрастные изменения. 9
6.3. Представления о близорукости, дальнозоркости и косоглазии определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.  10
  6.3.1. Определения понятий «близорукость», «дальнозоркость», «косоглазие», их причины.    10
  6.3.2. Способы коррекции и профилактики близорукости, дальнозоркости.  12  
  6.3.3. Косоглазие (содружественное и паралитическое), его причины и профилактика.  13
     6.4. Представления о диагностике снижения остроты зрения, нарушений бинокулярного и цветного зрения.    16
   6.4.1. Диагностика снижения остроты зрения. Определение остроты зрения с помощью таблицы Сивцева – Головина.    16
   6.4.2. Диагностика нарушения бинокулярного зрения. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера.    18
   6.4.3. Диагностика нарушения цветного зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина Е.Б.    19
6.5. Значение гигиенического ухода за глазами.  22
    Определения  23
    Заключение  27
   Список использованных источников  28

 


Введение

 

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения. Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».

Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.

Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств.

 

 

    6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.

Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.

 

Сенсо́рной систе́мой называют совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.  

Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

Различные ана­лизаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.

Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздра­жение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м меся­це жизни ребенка параметры кожной чувствительности практи­чески соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражите­лям повышается и в школьном возрасте не отличается от чув­ствительности взрослого.

Обонятельный анализатор функционирует с момента рожде­ния ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья - области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.

 

Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора.

 

Анализаторы человека - это специфические структуры нервной системы, основная функция которых состоит в восприятии информации и формировании соответствующих реакций. При этом информация может идти как из окружающей среды, так и изнутри самого организма. Общее строение анализатора. Само понятие «анализатор» появилось в науке благодаря известному ученому И. Павлову. Именно он впервые определил их как отдельную систему органов и выделил общую структуру. Несмотря на все разнообразие органов чувств, строение анализатора, как правило, довольно типичное. Он состоит из рецепторного отдела, проводящей части и центрального отдела. Рецепторная, или периферическая часть анализатора представляет собой рецептор, который приспособлен к восприятию и первичной обработке определенной информации. Например, ушной завиток реагирует на звуковую волну, глаза - на свет, кожные рецепторы - на давление. В рецепторах информация о воздействии раздражителя перерабатывается в нервный электрический импульс. Проводниковые части - отделы анализатора, которые представляют собой нервные пути и окончания, которые идут к подкорковым структурам головного мозга. Восприятие внешнего мира, информацию о внешней и внутренней среде организма – организм получает с помощью анализаторов. Примером может служить зрительный, а также слуховой нерв. Центральная часть анализатора - это зона коры головного мозга, на которую проектируется полученная информация. Здесь, в сером веществе, осуществляется окончательная переработка информации и выбор наиболее подходящей реакции на раздражитель. Например, если прижать палец к чему-то горячему, то терморецепторы кожи проведут сигнал к головному мозгу, откуда поступит команда одернуть руку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: