Слуховая система обеспечивает речь. В основе – работа слухового анализатора, который способен к распознаванию не только речевых, но и неречевых звуков (ритмических, интонационных и т.д.).
Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, располложенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участик его возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания. Возбуждения идут по слуховому пути, который частично перекрещивается во медиальном лемниске, а затем – прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, расположенной в извилине Гешля.
Корковый конец слухового анализатор – модально специфичен, выполняет функцию приёма и анализа слуховой информации, т.е. обеспечивает: остроту слуха и восприятие тон-шкалы (определенных частот).
Вторичные зоны расположены в наружных отделах височной доли, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ.
Двустороннее поражение первичного 41 поля встречается редко, а одностороннее не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо. Ядерные зоны это 41, 42, 22 поля. Во время раздражения первичной слуховой коры больной слышит простые звуки (высокой/ низкой частоты), но не слова. При этом наблюдается невозможность восприятия коротких звуков (меньше 4 мс), что касается как левого, так и правого полушарий.
Нарушения во вторичной коре сопровождаются неспособностью определения значения различных бытовых звуков и шумов = слуховая или акустическая агнозия.
|
|
- Речевая – нарушение способности опознания смыслоразличительных звуков речи – фонем (умение различать фонемы = фонематический слух). Ф. слух формируется у рёбенка в процессе освоения речи.
В качестве примеров фонем
русского языка можно указать:
гласные звуки и их ударность,
согласные звуки, которые различаются по звонкости-глухости, твердости-мягкости
(д-т, б-п, з-с),
согласные, различающиеся по нескольким фонематическим признакам и другие.
Локализация: височная конвекситальная кора левого полушария.
Таковая, может приводить к «сенсорной афазии», она же «афазия Вернике».
Пробы – на различение фонем (звуков, слогов, слов, фраз).
- Неречевая – проявляется в нескольких вариантах:
> нарушение восприятия знакомых бытовых шумов (скрип двери, шум шагов и т.д.) – правое п.
> нарушение восприятия музыкальных звуков, их узнавания = амузия. Для человека, при этом композиция может сопровождаться неприятными ощущениями (воспринимается как шум) – преимущественно правое полушарие.
> нарушение восприятия интонационной стороны речи – правое полушарие.
|
|
> нарушение восприятия ритмики – поражение как левого, так и правого полушария.
Пробы: Пробы на понимание речи, основанное на различении фонем (в частности, звуков, слогов, слов, фраз)// пробы на узнавание шумов, популярных мелодий, оценка и воспроизведение ритма (на слухомоторную координацию).
Но и это еще не всё:
Акустико – мнестическая афазия – снижение слухоречевой ПАМЯТИ.
Встречается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария, ВНЕ ЯДЕРНОЙ ЗОНЫ (поля 21,37).
Больной при этом неспособен удержать серию звуков, слов, слогов больше чем 1-2 минуты. Логично, что зрительно-представленные символы запоминаются лучше, чем слуховые. В основе такого нарушения лежит повышенное взаимное торможение слуховых следов, что приводит к сужению объема сукцессивного звукового восприятия.
14. Сенсорная афазия
- или Афазия Вернике;
- локализация: задняя треть верхней височной извилины, поля 41, 42, 22 (ядерные зоны слухового анализатора) – имеют тесные связи с премоторными полями 44, 46,10.
- основной дефект – нарушение фонематического слуха, различение звуков, нарушение понимания речи, отчуждения смысла слов (т.е. страдает как таковая – импрессивная речь).
> проявляется в:
-Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!
-Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем
-Множество литеральных парафазий в самой речи – замена одного звука или буквы другим.
-Речь по типу «словесного салата» с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов
-Нарушение экспрессивной речи (вторичные – слышу плохо – говорю тоже плохо, потому что не различаю звуки – нет возможности правильно говорить!).
-Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)
-В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий
-Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций -звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения).
- Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур.
-Трудности операций устного счёта.
-Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу.
-Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы. Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).