Акустико – мнестическая афазия

- возникает при поражении средних отделов левой височной области, расположенных вне ядерной зоны слухового анализатор (верхние отделы 21 и 37 полей).
> Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.
-Вербальные парафазии

-Номинативные нарушения

-Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

-Негрубые нарушения устной речи

-Повышенная тормозимость следов памяти

 -Нарушение слухоречевой памяти. В частности до трёх – двух элементов. Вследствие чего возникают нарушения амнестического типа в виде поиска нужных слов и вербальных парафазий; для речи характерно частые пропуски слов существительных, общая скудность.
- Врыженность процессов ретроактивного и проактивного торможения; первое проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда и забывания предшествующих слов, второе же в невозможности повторить какие-либо элементы словесного материала, кроме одного – двух первых слов.

-Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

-Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

-Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

- Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

- Навыки чтения/письма.

16. Оптико-мнестическая афазия.
- Локализация: задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).
- проявляется в невозможности правильного называния предметов, в основе которой – слабость зрительных представлений – зрительных образов слов.

-Поиск номинаций

-Опора на функциональное описание предмета

-Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

-В речи встречаются вербальные парафазии

-Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

-Расстройства парадигматических аспектов речи.
-Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу


-Сохранны:

Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

Фонематический слух и артикуляция;

Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Спонтанная речь.
Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

3 вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

2. флективные конструкции (творительный падеж («покажите ручкой ключ»))

3. инвертированные конструкции («покажите ключ ручкой»)

4. конструкции сравнения (больше\меньше)

5. конструкции по типу двойного отрицания

6. конструкции родительного падежа

-Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

1. нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

2.затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

3. парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).


17.Семантическая афазия (так называемая семантическая афазия).
- локализация – зона ТРО (37 и 39 поля слева – третичные области).

- ранее считалось, что в основе – интеллектуальный дефект.

-Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

-Нарушения пространственного восприятия (нарушение понимания ЛГК).

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

3 вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

2. флективные конструкции (творительный падеж («покажите ручкой ключ»))

3. инвертированные конструкции («покажите ключ ручкой»)

4. конструкции сравнения (больше\меньше)

5. конструкции по типу двойного отрицания

6. конструкции родительного падежа

-Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

1. нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

2.затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

3. парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).
-Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

-Нарушения операций устного счёта

-Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

-Возможны дефекты схемы тела

-Нарушения наглядно-образного мышления

-Сохранны:

Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.


21. Модально-неспецифические расстройства памяти.
- возникают при поражении первого блока мозга и затрагивает след.структуры: гиппокамп, РФ, диэнцефальный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз, эпиталамус, субталамус), соцевидные тела.
- в зависимости от структуры, такие нарушения проявляются по разному:
> поражение продолговатого мозга сопряжено с нарушением сознания, внимания, цикла «сон-бодроствование» - ретроградная/ антероградная амнезия.

> уровень диэнцефальных структур - сопряжено с гипофизарными заболеваниями и проявляются в нарушении кратковременной памяти, подверженности её следов явлениям интерференции (предъявление стимулов различной модальности, которые «перекрывают», «стирают» память об полученной только что информации. Интерференция при этом бывает гомогенной – когда в качестве таких «помех» используется информация/ деятельность однородного материала/ типа. И также – гетерогенная, при которой предъявлены стимулы другого характера (чтение, счёт в уме), по сути другой модальности.
Еще, также, проявляются явления реминесценции следов памяти – т.е. лучшее воспроизведение материала достигается при его отсрочке – то есть через несколько часов или дней.
Гомогенная интерференция для кратковременной памяти более «ранима».

> Поражения лимбической системы (гиппокамп, парагиппокампальная извилина, миндалина и пр.) – Корсаковский синдром, при котором проявлена фиксационная (она же антероградная) амнезия – нарушение памяти на текущие события, на фоне сохранности событий далёкого прошлого, хранящихся в долговременной памяти (пример- фильм Помни и случай Генри Моввисона). Корс.синдром сопровождается конфабуляциями – ложные воспоминания, которые переносятся из прошлого в события настоящего. Также – дезориентация во времени и пространстве. Такие больные осознают свой дефект и компенсируют его использованием записей.
> Поражения медиобазальных отделов – также нарушения кратковременной памяти и повышенная интерференция следов, к которым нередко добавляются расстройства семантической памяти – памяти на логически связанные понятия, память об общих событиях и фактах в нашей жизни.
Такие нарушения проявляются и при болезни Альцгеймера и при Лобно-височной деменции.
И также, имеются различия в поражении височных долей правого и левого полушария:
- при левосторонних поражениях – меньше конфабуляций, смысловое содержание страдает в большей степени.
- при правосторонних – амнезия на источник и страдает память на события.


18. Афферентно-моторная афазия.
Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).
- выражается в нарушении кинестетической речевой афферентации, т.е. возможности появления чётких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, что выражается в нарушении правильного произнесения звуков, их замены => нарушение правильного произнесения слов.

Трудности дифференциации артикулем

-Дефекты артикулирования звуков

-Нарушение устной экспрессивной речи

-Превалирование литеральных парафазий – в виде замены одних звуков другими. Вербальных парафазий нет. 

-Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

-Дефекты кинестетического праксиса

-Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

-Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

-Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

-Сохранны:

Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

19. Эфферентная – моторная афазия / зона Брока.
Локализация: нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.
- Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций => нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.
-Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

-Речевые стереотипы (персеверации речи)

-Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

-Присутствие эмбола в речи

-Трудности включения в активную речь

-Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

-Наличие аграмматизмов в речи

-Вторичные расстройства чтения и письма

-Нарушение синтогматики.
-Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

-Нарушение координации движений

-Сохранны:

Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

Конструктивная деятельность, оральный праксис;

Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.
Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазий, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного (кинетического) аспекта речи.

 
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: