Цели:
-тренировать способности к выявлению «Я-концепции» - реальной самоидентификации и ее связи с окружающими людьми через получение «обратной связи»;
- тренировать такие качества, как способность к анализу и синтезу, подвижность мышления и самостоятельность;
-развить умения четко определять и высказывать свои желания и потребности, прислушиваясь при этом к желаниям и потребностям супруга/и; очерчивать границы семейных обязанностей, проявлять ассертивное поведение.
Размер группы: желательно, чтобы в группе было не более 20 участников, что даст возможность эффективно отработать парное задание и провести его групповое обсуждение.
Ресурсы: бланки заданий и писчие принадлежности. Доска / флип-чарт.
Время: от 45 минут до часа.
Ход упражнения:
Перед каждым из участников лежит листок с заголовком «БИЛЛЬ О ПРАВАХ В СЕМЬЕ». Это – разделенный на двое лист, в первом столбике – «МОИ ПРАВА», во втором – «ПРАВА СУПРУГА/И».
«Разогрев группы» перед началом упражнения может заключаться в свободной дискуссии о том, что такое права и обязанности супругов. Что такое свобода жить вместе? Что подсказывает собственный семейный опыт о взаимоотношениях между правами и обязанностями в семье? Всегда ли они определены и «озвучены»? Помогает или мешает в семье неопределенность ожиданий, определения прав и свобод друг друга? Как воспринимаются участниками тренинга слова, вынесенные в заглавие, - «БИЛЛЬ О ПРАВАХ В СЕМЬЕ»?
|
|
После такой дискуссии группа наверняка с энтузиазмом примется за дело. Упражнение проходит в три этапа.
Жены заполняют игровой бланк в роли мужей. Все, что касается прав супругов, записывается ими с точки зрения мужчин. Мужчины же, наоборот, весь первый этап упражнения работают так, будто бы они - представительницы прекрасного пола. Работа происходит индивидуально.
Семейные пары встречаются для выполнения второго этапа упражнения. Каждый излагает партнеру свои представления о том, как бы тот заполнил «Билль о правах». Там, где очевидны совпадения мнений, ставится какой-то выделяющий знак (рисуется сердечко, восклицательный знак, улыбающаяся физиономия, «птичка» на полях, подчеркивание, выделение цветным маркером…). По итогам этого этапа внизу листа идет подсчет совпадений отдельно каждой категории: «Мои права» и «Права супруга/и».
Пары обсуждают полученные результаты. Пытаются найти объяснения, как совпадениям, так и разночтениям. Стараются разобраться, на чьем поле (собственные права или права партнера по браку) есть большинство совпадений. По результатам обсуждения они составляют обновленный и исправленный «Билль о правах в семье». Если будет возможность, но тренер может предложить за оставшееся время оформить документ (с помощью красок, карандашей, аппликации…) таким образом, чтобы его можно было повесить в доме и следовать «букве и духу закона».
|
|
Этап 2. Игра «Изменение расходов в семье».
В: Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем. Избежать многих проблем удается, если решена проблема с финансами и семья в состоянии, без посторонней помощи удовлетворять все основные потребности.
Расходы семьи
Основные расходы до появления ребенка |
Переструктуризация расходов | Дополнительные расходы после появления ребенка |
Покупка еды | Детская одежда | |
Покупка одежды | Детское питание | |
Оплата коммунальных услуг | Детские принадлежности (кроватка, коляска, ходунок и т.д.) | |
Повседневные растраты | Медикаментозные средства | |
Увлечения, досуг | Слинги для малыша | |
Приобретение хозяйственно-бытовых приборов, а также технических средств | Посещение платных педиатрических консультаций для малыша | |
Покупка подарков для близких | Покупка средств ухода за малышом (гели, крема, шампуни) | |
Поездки и путешествия | Игрушки, познавательные игры для умственного развития малыша. |
В. А сейчас представьте себе, что первый день выписки из родильного дома, холодильник пуст, необходимо купить продукты и предметы первой необходимости. Исходя из доходов вашей семьи, попробуйте в бланке расписать расходную часть семейного бюджета на месяц.
Бланк
Семья_____________________________
Общая сумма расходов за 1 месяц:______________________________
Расходная часть семейного бюджета
Статья расходов | Сумма, руб. | Доля в бюджете семьи, % | Доля в потребительском бюджете, % (из бланка № 4) | Разность величин |
Питание Хлеб и крупы | ||||
Мясо продукты | ||||
Жиры (включая масло) | ||||
Овощи, фрукты | ||||
Сахар, сладости | ||||
Молочные продукты | ||||
Напитки | ||||
Детское питание | ||||
Детские соки | ||||
Каши и специальные смеси для детей (Нутрилон) | ||||
Одежда Верхняя одежда | ||||
Белье | ||||
Памперсы | ||||
Детские ползунки | ||||
Носочки, пенеточки, головные уборы | ||||
Коммунальные платежи | ||||
Подоходные налоги | ||||
Накопления, сбережения | ||||
Итого: |
После заполнения бланков идет обсуждение по следующим вопросам:
1. Каждой ли семье хватило денег?
2. Насколько трудно было уложиться?
3. Может быть, у кого-то остались неиспользованные деньги?
Этап 3. Обсуждение полученных результатов и подведение итогов.
1. Готовы ли Вы к финансовым изменениям после появления ребенка?
2. Принесла ли игра пользу? Чему она вас научила?
3. Захотелось ли вам изменить статьи расходов в повседневные будни, либо напротив, отложить крупную покупку?
4. Кто в семье должен отвечать за семейный бюджет?
5. Как вы считаете, где и у кого должны храниться деньги?
В. Я думаю, что в выработке экономической стратегии семьи должны принимать участие все ее члены, в том числе, в будущем и дети. Только чувство ответственности каждого члена семьи за бюджет приведет к бережливости и разумной экономии. Кроме того, совместное обсуждение сметы расходов порождает более тесные контакты между членами семьи, улучшает ее общий морально-психологический климат.
|
|
Этап 4. Рефлексия.
Этап 5. Ритуал прощания.