Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Причины и условия возникновения логики. Аристотель как основатель логики. Развитие дедуктивной логики в Древнем мире. Логические проблемы Средневековья. Номинализм и реализм в решении проблем общих понятий (универсалий). Кризис средневековой логики в эпоху Возрождения. Разработка индуктивной логики Ф.Бэконом и Дж.-С.Миллем в эпоху Нового времени. Логические проблемы в трудах Р.Декарта и его последователей. Вклад российских ученых в развитие формальной логики (М.Ломоносов, А.Радищев, М. Каринский, Л.Рутковский, С.Поварнин). Изменение методов логики в процессе ее исторического развития.
Логика классическая и неклассическая. Фундаментальные направления неклассической логики. Роль Г.Лейбница в разработке проблем символической (математической) логики. Создание символической логики Дж. Булем и Г. Фреге во второй половине XIX в. Дедуктивно-аксиоматическое построение логики Б.Расселом и А.Уайтхедом. Особенности современного этапа развития формальной логики. Становление диалектической логики. Систематическое изложение диалектической логики в трудах Г. Гегеля. Вклад К.Маркса в развитие диалектической логики. Соотношение формальной логики и логики диалектической.
Задания для самостоятельной работы
1. Одной из причин возникновения науки логики называют необходимость развития ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Основой для этого является объективная связь языка и наших мыслей. Обоснуйте, каким же образом связаны речь и мышление.
2. Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под общим названием «Органон». С чем связано такое название? Какие основные формально-логические идеи он здесь высказывает?
3. Как использовал аппарат формальной логики средневековый философ Фома Аквинский для доказательства бытия Бога? *
4. Ознакомьтесь с основными идеями произведений философов Нового времени Ф. Бэкона «Новый Органон»; А. Арно и П. Николя «Логика, или Искусство мыслить». Обратите внимание на то, как авторы выходят за пределы традиционной логики и уделяют главное внимание методологии научного познания, логике открытий *.
5. Рассмотрите становление символической логики, диалектической логики и других логических систем.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
И подготовке к практическому занятию
Студентам следует обратиться к истории логики. Важно уяснить: как логика возникла, какие исторические этапы она прошла в своем развитии и чем является сегодня. Необходимо обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства: 1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения; 2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств. Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «древняя логика», «средневековая логика», «диалектическая логика», «символическая логика», «модальная логика», «математическая логика».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Когда и где возникла логика как наука?
2. Кого принято считать создателем науки логики?
3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?
5. Назовите основные этапы развития логики.
6. Каковы особенности развития древней логики?
7. Что нового появилось в логике в эпоху Средневековья?
8. Охарактеризуйте содержание логики Возрождения и Нового времени.
9. Какова специфика современной логики?
10. В чем состоят особенности развития логики в России?
Тема 1.3. Значение логики
Социальное назначение и функции логики. Место и роль логики в общей системе культуры. Основные функции логики: познавательная, мировоззренческая, методологическая. Возрастание роли логики в обществе на современном этапе.
Роль логики в формировании логической культуры человека. Понятие логической культуры. Необходимость и значимость логики для выработки культуры мышления. Возрастание требований к логической культуре специалиста в современном обществе.
Овладение логикой - важное условие сознательного развития и совершенствования способности специалиста к творческому и правильному мышлению. Использование логических средств в современной таможенной практике и необходимость овладения ими каждым таможенником. Значение логики для сотрудников таможенной службы Российской Федерации.
Практическое занятие «Формальная логика как наука»
(форма обучения очная и заочная)
1. Объект и предмет логики как науки
2. Исторические этапы развития науки логики
3. Логическая культура таможенника