Как поставить спектакль с участием кукол-марионеток

Разыгрывать спектакль с участием кукол лучше всего без предварительной подготовки либо с минимальным обсуждением сюжета. Название истории (сказки) придумывают дети.

Для диагностики имеет значение:

  • чувства, которые испытывал ребенок во время обсуждения предстоящего спектакля (если был этап обсуждения) и в процессе его постановки;
  • как создавался спектакль (стиль взаимодействия, кто выступал организатором, как распределялись время и функции участников спектакля);
  • как распределяются роли в истории (они главные или нет, их навязывают или выбирают);
  • нравится ли ребенку результат совместной работы, если нет, то почему.

Можно попросить участников переиграть спектакль, который им не понравился и, если это важно, внести в сюжет необходимые изменения. Для расширения ролевого репертуара дошкольникам можно предложить сыграть те роли, которые, по их мнению, им абсолютно не подходят и т. д.

Как фиксировать результаты работы

Чтобы зафиксировать особенности процесса создания куклы-марионетки, рекомендуем использовать таблицы (табл. 1, 2), в которых педагог-психолог отмечает особенности куклы, а также записывает ответы детей на каждом этапе работы. Таблицы заполняются на каждого ребенка отдельно.

Таблица 1

Особенности созданного образа куклы-марионетки

Наблюдаемый параметр Особенности Примечание
Размер куклы Большой Средний Маленький  
Тело Наличие/отсутствие тела или его отдельных частей. Увеличение/уменьшение тела или отдельных его частей  
Голова Форма головы. Наличие/отсутствие лица. Особенности черт лица (их преувеличение, уменьшение или искажение)  
Детали образа Схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика  
Материал Специфика использованного для изготовления куклы материала (ткани). Цвет (цвета) материала  
Возможности управления куклой Количество нитей. Длина нитей. Получается (не получается) управлять куклой  
Имя Первоначальное имя куклы. Имя куклы после ее изготовления  

Таблица 2

Вопросы к этапам работы с куклой-марионеткой

Этап Вопрос Ответ ребенка

Изготовление куклы-марионетки

1. Что ты испытывал в процессе создания куклы?  
2. Какие сложности были?  
3. Какие чувства вызывает созданная кукла?  

Оживление и представление куклы

1. Как куклу зовут (так же, как тебя или иначе)?  
2. Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у тебя? Если она похожа на тебя, то чем именно? Если не похожа, то в чем отличия?  
3. Что умеет делать твоя кукла? Что из этого ты можешь использовать в своей жизни?  
4. Если у куклы есть недостатки, то что в ней тебе не нравится?  
5. Какой должна быть кукла, чтобы тебе понравиться? Что для этого ты должен сделать?  

 

Консультирование

Что делать, если ребенок…

Ю.В. Корчагина
психолог, канд. психол. наук


Предлагаем подсказки родителям на каждый день. Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам семьи.

…отказывается от еды

«Скушай ложку за маму, ложку за папу… Вот и зайка с тобой кушает, и мишка… Не крутись! Не размазывай кашу по тарелке! Пока все не съешь — из-за стола не выйдешь…»

Родители, которые стремятся во что бы то ни стало накормить своего ребенка, пробуют множество разных способов: кормят с ложечки, читают во время еды книжки, включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.

Почему ребенок отказывается есть? Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребенка. Малыш может отказываться от еды, если он чем-то расстроен или поссорился с родителями, увлечен каким-то интересным занятием или считает приготовленное блюдо невкусным… Кроме того, проблемы с едой — нередко результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил приема пищи.

Что делать:

1) не стремиться к тому, чтобы ребенок съел всю еду, которую ему положили;

2) не настаивать, если приготовлено то блюдо, от которого он обычно отказывается. Можно делать так. Со словами «Я знаю, что ты не любишь котлеты…» раскладывать их всем, кроме него. Повторить это в течение нескольких дней. Скорее всего, родительский отказ от борьбы заставит ребенка задуматься;

3) не пытаться накормить ребенка, который балуется;

4) не превращать прием пищи в игру;

5) по возможности садиться за стол всей семьей;

6) красиво сервировать стол, во время еды говорить только о хорошем;

7) готовить вкусную еду — такую, чтобы и самим получать от нее удовольствие;

Ребенка, который хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, следует показать врачу.

…не хочет вовремя ложиться вечером спать

Пришло время ночного сна, но ребенок капризничает, хочет поиграть еще или досмотреть мультик, сообщает, что голоден… Даже если родителям удается уложить его в кровать, он находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз пожелать родителям спокойной ночи…

Причины, по которым ребенок не хочет ложиться спать: чрезмерное возбуждение в вечерние часы; страх темноты; страх одиночества; желание участвовать в жизни взрослых; воспитательные ошибки родителей. Матери часто испытывают раздражение и беспомощность во время ежевечерних «баталий», ведь только после укладывания детей они могут уделить время себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.

Что делать:

1) укладывать ребенка спать в отдельной комнате или отгороженном пространстве. У него обязательно должна быть своя кроватка;

2) четко определить время, когда малышу следует отправляться в постель;

3) избегать в вечерние часы занятий, подвижных игр, шума;

4) заранее предупреждать ребенка о том, что приближается время сна;

5) своевременно отправить его в туалет, вымыть ноги (принять душ), умыться, почистить зубы и переодеться;

6) подготовить для сна удобную, мягкую одежду;

7) хорошо проветрить комнату перед сном;

8) оставить у кроватки стакан с водой;

9) укладывая ребенка, в течение определенного времени побыть рядом с ним: почитать ему, рассказать сказку. После обозначенного времени игнорировать попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если он приходит в родительскую спальню, отводить его обратно.

В крайних случаях следует обратиться к врачу или психологу — возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.

…устраивает истерики

Сережа с мамой в детском магазине. Мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» — просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа не хочет слышать ее объяснений и, топая ногами, кричит: «Купи, купи!!!» На них начинают оборачиваться другие покупатели…

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь добиться от взрослых исполнения своих желаний.

Причины истерик: 1) взрослые отказываются выполнить желание ребенка; 2) взрослые выдвигают чрезмерные или противоречивые требования; 3) ребенок устал или находится в состоянии нервного перевозбуждения; 4) ребенок подражает другим детям.

Как правильно реагировать на детскую истерику:

1. Помочь ребенку выразить свои чувства словами. «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить?» Доброжелательно, но твердо сказать: «Я тебя понимаю, но такое поведение недопустимо». Также спокойно предупредить малыша о последствиях: «Тебе надо успокоиться, иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли. Ты помнишь про мячик?» (и выполнить свое обещание, если истерика не прекратится).

2. Взять тайм-аут. Усадить ребенка на стул или отвести в комнату (важно, чтобы он не мог причинить себе серьезного вреда) и оставить одного, а если это невозможно, то самим покинуть помещение (уйти в ванную, кухню или спальню). Без зрителей истерика часто прекращается сама собой.

3. Сохранять контроль над собой. Не кричать на ребенка и не угрожать ему — это плохой пример для подражания. Когда он успокоится, сказать: «Я была очень огорчена твоим поведением, но рада, что ты смог (смогла) успокоиться».

Как избежать истерик:

1) научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах;

2) оберегать малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения в связи с новыми впечатлениями.

Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.

…боится темноты

Ребенок боится спать в темноте и настаивает, чтобы родители оставляли свет включенным, а дверь открытой.

Причины детского страха темноты:

  • неуверенность в родительской любви, тревожность, ощущение враждебности и опасности окружающего мира;
  • чувство протеста, ревность по отношению к младшему брату, сестре, бессознательное желание вновь оказаться самым маленьким и любимым;
  • повышенная возбудимость и нервозность в связи с перенесенным заболеванием;
  • смена обстановки, перевод ребенка в отдельную комнату;
  • рассказы или телепередачи с устрашающими сюжетами, которые ребенок слушал или смотрел перед сном.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: