Мнемóника (др.-греч. Μνημονικόν — искусство запоминания) — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).
Причины, по которым ребенок не может запомнить информацию:
- cлаборазвитая природная память;
- слабая концентрация внимания;
- не соблюдает основные правила запоминания;
- сложность информации для запоминания.
Забывание связано с неумением вспомнить, другими словами — с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. И здесь на помощь может прийти мнемоника, основанная на построении ассоциативных связей.
Ассоциации: способы построения, виды
Ассоциация — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Ассоциативные связи между любыми объектами строятся на основе:
|
|
Ассоциативная связь должна: Ассоциативная связь должна:
• быть яркой и легко запоминающейся;
• вызывать интерес;
• затрагивать различные органы чувств;
• быть необычной, но осмысленной ребенком;
• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.).
- смежности во времени или пространстве — стол и стул, зима и снег;
- сходства (подобия) — земля и шар, лампа и груша;
- контраста (противоположности) — добро и зло, черное и белое;
- причинно-следственной связи — гром и молния, лампа и свет;
- обобщения — помидор и овощ, собака и животное;
- подчинения — овощ и огурец, животное и кошка;
- соподчинения одному объекту — автомобиль и мотоцикл;
- части и целого — секунды и минута, автомобиль и двигатель;
- дополнения — зубная паста и зубная щетка.
Ассоциации бывают:
- тематические — объекты связаны единой тематикой (например, пляж и море, платье и брюки);
- фонетические — есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
- словообразовательные — основаны на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).
Ассоциативное мышление строится в первую очередь на творческих способностях — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.
Главное в образовании ассоциаций — яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше.
Упражнения на развитие ассоциативного мышления
В процессе развития и коррекции зрительной памяти необходимо:
1. Проводить коррекционные занятия при наличии четкого плана действий.
|
|
2. Использовать материал, который стимулирует память, развивает сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление — т. е. воздействует комплексно.
3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Ставить перед детьми задачи, которые опираются на зону актуального и ближайшего развития.
5. Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.
6. Направлять действия детей на усвоение и закрепление изученных упражнений.
7. Излагать материал от простого к сложному.
Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.
При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.
На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.
Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:
- тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
- нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).
При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.
Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:
1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);
2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);
3) потом отправилась домой (показывает на домик);
4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).