Словарь педагога-психолога

Мнемóника (др.-греч. Μνημονικόν — искусство запоминания) — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).

Причины, по которым ребенок не может запомнить информацию:

  • cлаборазвитая природная память;
  • слабая концентрация внимания;
  • не соблюдает основные правила запоминания;
  • сложность информации для запоминания.

Забывание связано с неумением вспомнить, другими словами — с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. И здесь на помощь может прийти мнемоника, основанная на построении ассоциативных связей.

Ассоциации: способы построения, виды

Ассоциация — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Ассоциативные связи между любыми объектами строятся на основе:

Ассоциативная связь должна: Ассоциативная связь должна:

• быть яркой и легко запоминающейся;

• вызывать интерес;

• затрагивать различные органы чувств;

• быть необычной, но осмысленной ребенком;

• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.).

  • смежности во времени или пространстве — стол и стул, зима и снег;
  • сходства (подобия) — земля и шар, лампа и груша;
  • контраста (противоположности) — добро и зло, черное и белое;
  • причинно-следственной связи — гром и молния, лампа и свет;
  • обобщения — помидор и овощ, собака и животное;
  • подчинения — овощ и огурец, животное и кошка;
  • соподчинения одному объекту — автомобиль и мотоцикл;
  • части и целого — секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  • дополнения — зубная паста и зубная щетка.

Ассоциации бывают:

  • тематические — объекты связаны единой тематикой (например, пляж и море, платье и брюки);
  • фонетические — есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные — основаны на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Ассоциативное мышление строится в первую очередь на творческих способностях — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Главное в образовании ассоциаций — яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

В процессе развития и коррекции зрительной памяти необходимо:

1. Проводить коррекционные занятия при наличии четкого плана действий.

2. Использовать материал, который стимулирует память, развивает сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление — т. е. воздействует комплексно.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые опираются на зону актуального и ближайшего развития.

5. Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6. Направлять действия детей на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Излагать материал от простого к сложному.

Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:

  • тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
  • нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).

При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.

Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:

1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);

2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);

3) потом отправилась домой (показывает на домик);

4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: