Нарушения устной речи

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи при органических поражениях.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Как сопровождать детей 5–7 лет с ФФН в условиях логопункта

Ольга Косова
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 49 «Сказка», г. Североморск, Мурманская обл.

Елена Валабугина
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 49 «Сказка», г. Североморск, Мурманская обл.





Коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) необходимо строить в сотрудничестве с учителем-логопедом. В материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда детского сада г. Североморска: как они используют оборудование сенсорной комнаты на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ФФН.

Логопедический пункт (логопункт) — структурное подразделение дошкольной образовательной организации, специалисты которого на ранних стадиях выявляют и помогают преодолеть отклонения в развитии устной речи без перевода дошкольников в специализированную группу. Один из диагнозов, с которым дети посещают логопункт, — фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

Помимо нарушений речевого характера, у детей могут быть особенности в протекании высших психических функций.

Внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим. Слабо сформировано произвольное внимание — ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.

Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Им трудно восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки. Они могут не замечать неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ФФН снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

На занятиях дети с ФФН быстро утомляются. Им сложно выполнять одно задание в течение длительного времени

Отмечаются особенности мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления у детей могут быть трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленная, из-за чего может быть замедленным и восприятие материала на занятиях. Отстает в развитии словесно-логическое мышление. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Встречаются дети, которые помимо перечисленных могут иметь поведенческие особенности:

  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми страхами;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • повышенную обидчивость, ранимость;
  • нестабильность поведения, частая смена настроения;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Три цикла программы психолого-логопедических занятий

Согласованность действий педагога-психолога и учителя-логопеда позволит эффективно решить задачи коррекции имеющихся нарушений речи, поможет ребенку легче социализироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Цели взаимодействия: корректировать речевые нарушения у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; объединить коррекционно-развивающее обучение и психологическое сопровождение в единый образовательный процесс.

Задачи:

  • развить фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • сформировать правильное речевое дыхание и ритмико-интонационную сторону речи;
  • обучить элементарным навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развить тонкую, артикуляционную моторику, общую координацию движений;
  • развить высшие психические функции (мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение);
  • развить коммуникативные навыки и умения, направленные на социальную адаптацию детей;
  • развить самоконтроль, самостоятельность, сформировать эмоциональную устойчивость и способность к саморегуляции.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми выстроено в соответствии с тремя циклами программы психолого-логопедических занятий для детей 5–7 лет «Играй, слушай, познавай!»1:

1. «Город Цветов». Цикл включает 13 занятий, содержание которых выстроено с опорой на воображение детей. Погружаясь в мир цветов, впитывая ароматы, краски, звуки природы, наслаждаясь гармонией, ребенок совершенствуется как личность, обретает внутреннее спокойствие и уверенность.

2. «Грамотейкины рассуждения». Цикл включает 13 занятий. В основе — работа с пословицами. Разбирая пословицы, дети учатся понимать их смысл применять к месту, запоминают их, придумывают ситуации «под пословицу». Таким образом, у дошкольников развиваются образная речь, словесное творчество, обогащается связная речь в целом.

3. «Говорулькины истории». Цикл включает 12 занятий. В ходе решения речевых задач дети закрепляют звуки в повседневной речи. На этих занятиях учитель-логопед контролирует произношение и оценивает качество произносимых звуков детьми, педагог-психолог отслеживает эмоциональное состояние детей, уровень развития сотрудничества, способность проявить творческий потенциал.

В каждом из циклов специалисты решают свои задачи (таблица).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность — 25 минут.

Количество детей: 6–8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: