Тематический план занятий с детьми с ФФН на учебный год

Тема

Задачи

учителя-логопеда педагога-психолога

Цикл «Город Цветов»

1. «Знакомство с городом Цветов». 2. «Улица Васильков». 3. «Улица Пионов». 4. «Улица Астр». 5. «Улица Люпинов». 6. «Улица Ландышей». 7. «Парк Хризантем». 8. «Парк Лилий». 9. «Парк Роз». 10. «Аллея Ромашек». 11. «Аллея Ноготков» 12. «Аллея Незабудок» 13. «Сквер Анютиных глазок» Обогащать словарный запас. Развивать слуховое восприятие через сравнение неречевых звуков. Формировать правильное речевое дыхание и ритмико-интонационную сторону речи. Развивать фонематическое восприятие. Формировать навыки звукового-слогового анализа и синтеза. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики Создавать психологический комфорт. Развивать высшие психические функции: произвольное внимание, речь, мышление, воображение. Формировать навыки позитивной коммуникации. Развивать познавательную активность. Развивать навыки самоконтроля и самостоятельности. Развивать кинестетическую и тактильную чувствительность

Цикл «Грамотейкины рассуждения»

1. «Ученье свет, а не ученье тьма». 2. «Один в поле не воин». 3. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». 4. «Как аукнется, так и откликнется». 5. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». 6. «Кто в лес, кто по дрова». 7. «Каждый кулик свое болото хвалит». 8. «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». 9. «Трус своей тени боится». 10. «Любишь кататься, люби и саночки возить». 11. «Семеро одного не ждут». 12. «Что написано пером, того не вырубишь топором». 13. «Язык до Киева доведет» Учить работать с информацией через установление причинно-следственных связей. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Развивать просодическую сторону речи. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь Создавать психологический комфорт. Развивать произвольное внимание, речь, мышление, воображение. Развивать навыки ориентировки в пространстве. Развивать кинестетическую и тактильную чувствительности. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми

Цикл «Говорулькины истории»

1. «Знакомство с Говорулькой». 2. «Прогулка в сад». 3. «Полет к звездам». 4. «Поход в цирк». 5. «Встреча с лягушкой». 6. «Путешествие в джунгли». 7. «Поездка на дачу». 8. «Игра со щенком». 9. «Отдых летом». 10. «Разговор на рыбалке». 11. «Беседа на острове». 12. «Прощание с Говорулькой» Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Формировать навыки звукового и слогового анализа слов. Автоматизировать звуки в речи. Дифференцировать понятия: звук, слог, слово. Развивать связную речь. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики Создавать психологический комфорт. Развивать произвольное внимание, речь, мышление, воображение. Развивать навыки ориентировки в пространстве. Развивать кинестетическую и тактильную чувствительности. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками

В ходе занятий педагог-психолог и учитель-логопед используют оборудование сенсорной комнаты:

  • прибор динамической заливки света — стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение и фантазию, а также умение концентрировать внимание на движущихся бликах;
  • сухой бассейн — снижает уровень психоэмоционального и мышечного напряжения, развивает кинестетическую и тактильную чувствительность, развивает пространственные восприятие и представление;
  • фиброоптические волокна — способствуют развитию произвольного внимания, восприятия, мышления, активизируют положительные эмоции, формируют навыки саморегуляции, релаксации;
  • песочный модуль — стабилизирует эмоциональное состояние, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
  • пузырьковая колонна — развивает визуальное восприятие и цветовосприятие, активизирует внимание, способствует релаксации под воздействием зрительных образов;
  • профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами — стимулирует все анализаторы за счет воздействия на ощущения звуком, запахом и светом, стабилизирует психическое состояние;
  • сухой душ — стимулирует и развивает тактильные ощущения, зрительную память, активирует творческую и познавательную деятельности;
  • зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света — развивает зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, создает психологический комфорт.

Оборудование сенсорной комнаты способствует активной стимуляции всех анализаторных систем. Это повышает активность восприятия и ускоряет образование межанализаторных связей, что важно в работе с детьми с ФФН.

Структура занятий:

1. Приветствие.

2. Мотивационная установка и создание положительного, эмоционального настроя с помощью прибора динамической заливки света.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Создание проблемной ситуации, которая выводит детей на рассуждения по теме занятия.

5. Пальчиковые игры с обязательным использованием сухого бассейна.

6. Игры-упражнения на формирование правильного речевого дыхания; упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия с использованием фиброоптических волокон, профессионального генератора запахов со звуками природы.

7. Физкультминутка.

8. Упражнения на формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

9. Танцевальная и песочная терапия.

10. Визуальная релаксация.

11. Рефлексия (обратная связь).

Результаты работы. Ребенок более инициативен, проявляет любознательность в форме вопросов ко взрослым и сверстникам, он самостоятелен — начинает договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Развивается воображение, дошкольник начинает пользоваться освоенными средствами познавательной и речевой деятельности, достаточно хорошо может выражать свои мысли и желания в ситуации общения, складываются предпосылки грамотности. Он становится способным к волевым усилиям, контролирует свое поведение, понимает, что в определенной ситуации следует подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеет рефлексировать по поводу того, что он узнал и знает, что думает о себе.

Приложение

Сценарий психолого-логопедического занятия «Парк Роз»

Задачи:

Коррекционные

  • развить произвольное внимание, память, мышление; слуховое восприятие через сравнение неречевых звуков; речевое дыхание, голос и мимическую мускулатуру; артикуляционную, общую и мелкую моторики;
  • научить координировать речь с движением;
  • снизить психоэмоциональное напряжение;

Образовательные

  • сформировать навыки и умения: звуко-буквенного и слогового анализа с использованием модели и символов — на примере слова РОЗА; диалогической и монологической речи; слушать инструкцию взрослого и друг друга, успешно сотрудничать; соотносить свою работу с поставленной целью, оценивать свою деятельность;

Развивающие

  • расширить и активизировать словарь;
  • развить самоконтроль над речью и собственной деятельностью;

Воспитательные

  • воспитать эстетическое отношение к красоте природы;
  • сформировать чувство коллективизма.

Материалы: фотографии цветов; живая роза; ваза с водой; ткань зеленого и желтого цветов; звуко-слоговая модель «Ваза»; индивидуальные зеркала; «дерево успеха» — силуэт дерева на листе ватмана в комплекте со съемными деталями (яблоки, цветы яблони, листья); символы планирования работы (например, ладони обозначают пальчиковую гимнастику, изображение уха — сигнал к тому, что нужно внимательно слушать, и т. п.).

Сенсорное оборудование: прибор динамической заливки света, сухой бассейн, песочный модуль, фиброоптические волокна, генератор запахов со звуками природы, шумовой инструмент «Дождь» (полая трубка с мелкими твердыми предметами внутри).

Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, спокойные красивые мелодии.

Ход занятия

Учитель-логопед: Здравствуйте … (И. О. педагога-психолога)! Здравствуйте, дорогие дети!

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Как настроение?.. Я рада, что вы у меня в гостях. Проходите, вставайте вокруг поляны (ткань зеленого цвета). Я хочу, чтобы вы почувствовали, какие мы дружные, сплоченные. Для этого нужно протянуть друг другу ладошку и назвать свое имя… (педагог-психолог начинает игру, называет свои И. О. и протягивает ладонь рядом стоящему ребенку). Здорово! Теперь мы одна дружная, сплоченная команда!

Учитель-логопед: Нам предстоит интересная работа. Но чтобы хорошо выполнить работу, нужно ее сначала спланировать. Запомните, вам и в школе это пригодится. А помогут нам в этом символы-знаки. (Учитель-логопед последовательно показывает на фланелеграфе символы и просит детей объяснить их значение.)

Ребята, если вам что-то трудно выполнять или вы что-то не знаете, то можете задать вопрос мне или …
(И. О. педагога-психолога). В конце нашего занятия вы должны обязательно оценить самих себя — хорошо ли вы сегодня поработали, все ли у вас получилось.

Педагог-психолог: Ну что ж, а я приглашаю вас побывать в городе цветов. Садитесь на поляну по-турецки. Проверьте, все ли правильно сели.

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что когда мы сидим по-турецки, то правильно дышим? Давайте похулиганим! Возьмите зеркала, высуньте языки и подразнитесь! Вот какие длинные языки! А теперь притворимся, будто мы сожалеем о таком поведении… Погрозим друг другу пальцем… Ах, как нехорошо мы поступаем — язык высовываем! А он такой озорник — этот язык! И высовывается, и прячется, и трубочкой сворачивается, и зубам покоя не дает — толкается, и балуется — вверх-вниз ходит, и цокает! (Дети повторяют все описываемые учителем-логопедом действия.) Да пусть балуется. Ему это полезно. А теперь улыбнитесь! Шире, шире! (Один из педагогов выключает свет и включает прибор динамической заливки света с музыкальным сопровождением.)

Педагог-психолог: Мы опять попали в город цветов. Ощутите запах цветов, прохладу зелени, почувствуйте себя частицей города прекрасных цветов.

Учитель-логопед: Мы с вами знаем стихотворение «Цветы». Давайте сделаем пальчиковую гимнастику. (Один из педагогов включает свет.)

Наши красные цветочки Локти прижимаются друг к другу, кисти рук смыкаются в виде лодочки
Распускают лепесточки. Кисти рук раскрываются перед лицом в виде чаши
Ветерок немножко дышит, Кисти рук движутся против часовой стрелки, затем по часовой стрелке
Лепестки колышет. Кисти рук наклоняются влево и вправо
Наши красные цветочки Локти прижимаются друг к другу, кисти рук смыкаются в виде лодочки
Закрывают лепесточки, Они тихо засыпают и головкою кивают Дети показывают пальчиками, как лепестки закрываются

Учитель-логопед: Ребята, … (И. О. педагога-психолога) раздаст вам фотографии цветов. Посмотрите внимательно и перечислите цветы, с которыми мы уже познакомились. Правильно! Молодцы! А теперь положите фотографии на поляну и встаньте.

Педагог-психолог: (Держит в руках цветок розы и рассказывает стихотворение.)

Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали.
И даже царицей за пышность прозвали.

Учитель-логопед: Друзья, давайте подарим комплименты царице Розе. (Дети по кругу передают друг другу цветок, подбирая определения для него.) А теперь немного разомнемся — сделаем короткую гимнастику.

Чуть вздыхает волна, Медленный вдох, плавные движения рук
Ярко светит звезда, Голова вверх
Ветерок колышется, Покачивание корпусом
Как легко мне дышится. Спокойное дыхание
Ветерок мне гладит щечку, Поглаживание щек
И лежу я на песочке, Голова запрокинута назад
Всюду розы аромат, Вдыхаем воображаемый аромат
Как я жизни этой рад! Улыбка, руки вверх

Педагог-психолог: В нашем городе цветов есть необычный фонтан. Вы с ним уже знакомы. Присядем возле него. (Дети берут в руки фиброоптические волокна.) Проведите ладонями вверх-вниз. Обратите внимание на игру цвета. Как будто радуга у нас в руках. Вам приятно и хорошо.

Учитель-логопед: А теперь я предлагаю вам поиграть. Надо из трех услышанных звуков определить звук фонтана и назвать, какой он по счету. Будьте внимательны. (Два звука на генераторе — шум океана, фонтан; третий звук — на шумовом инструменте. Игра повторяется 2–3 раза.)

Педагог-психолог: Хотите еще поиграть? Подходите к сухому бассейну. Опустите в него руки, сплетите пальцы, соедините ладони и сожмите их как можно сильнее, расслабьте руки и слегка пошевелите пальцами. Выньте руки из бассейна и встряхните их. Играем еще раз.

Учитель-логопед: Ребята, приглашаю вас сесть за столы. Посмотрите на вазу с цветком. Назовите цветок. Давайте познакомимся со словом «роза» поближе. Сначала определим, сколько слогов в этом слове. Приготовьте руки и посчитайте количество хлопков. (Дети произносят слово и хлопают в ладоши.) Сколько слогов в слове «роза»? (Далее учитель-логопед использует звуко-слоговую модель.) Выложите на вазе кружочками желтого цвета количество слогов в слове «роза». Проверьте друг друга — правильно ли вы выполнили задание. Назовите первый звук в слове «роза». Какой это звук, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Квадратиком какого цвета обозначим? (Синего, потому что согласный. Если гласный, то красного. Таким образом дети дают характеристику каждому звуку.)

Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю вам сейчас превратиться в розу и под «Вальс цветов» русского композитора П.И. Чайковского выполнить танцевальные движения.

Примечание. Один из детей становится в центр желтой поляны, поднимает руки над головой, соединив ладони. Двое других встают по обеим сторонам от него, берутся за руки, заключая первого ребенка в круг, руки слегка приподнимают вверх. Остальные дети встают в большой круг и берутся за руки, также слегка приподняв их вверх. В такт музыке дети выполняют движения: стоящий в центре слегка покачивается в такт музыке. Дети во внутреннем круге двигаются в одну сторону, во внешнем круге — в другую.

Педагог-психолог: Почувствуйте друг друга, ведь вы один цветок, самый красивый… А теперь я предлагаю нарисовать розу на песке. Рисовать будем пальчиками, ребром ладони или кулачком… Вы чувствуете тепло песка? Ощущаете маленькие песчинки? Вам приятно работать с песком? Что вы чувствовали, когда рисовали?

Учитель-логопед: Приглашаю вас на зеленую поляну. Сядьте вокруг вазы с розой, расслабьтесь.

Педагог-психолог: Посмотрите на розу, полюбуйтесь восхитительными нежными лепестками, постарайтесь ее запомнить. А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь среди роз удивительной красоты, всюду вы чувствуете их аромат. Вам приятно. Откройте глаза. Мысленно поблагодарите розу за ее удивительную красоту, улыбнитесь ей. Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди роз… А мы с … (И. О. учителя-логопеда) хотели бы восхититься вами — как же вы сегодня хорошо работали на занятии! Вы были такими умными, старательными, дружными и внимательными! Подойдите к «дереву успеха» и оцените себя. Напоминаю вам, яблоко — значит, вы поработали полезно и плодотворно; цветок — довольно неплохо; листок — недовольны сегодня своей работой… А теперь на прощание похлопаем друг другу!

1 О программе подробнее читайте в статье Постоевой Л.Д., Мартыненко Л.А. Психолого-логопедическая образовательная деятельность с детьми 5 лет. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2013, № 9. С. 33–45.>>Вернуться в текст

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Для чего нужно использовать сторителлинг в работе с детьми

Марина Жагарина
педагог-психолог детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово, Иркутская область








Модное слово «storytelling» в переводе с английского означает «рассказывание историй». Сторителлинг — это игра, которая популярна и интересна не только взрослым. Как применить идею этой игры в работе с детьми подготовительной группы, что развивает у воспитанников сочинение историй, узнайте из статьи.

В чем суть сторителлинга

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

Сократ

Рассказывать истории — зачем это может быть нужно? Если вы задумаетесь над этим, то поймете, что мы постоянно только и делаем, что слушаем или рассказываем истории. Хорошо рассказанная история может быть забавной, обезоруживающей, поучительной, дающей мотивацию, она может помочь достичь цели, приобрести друга, заключить сделку или найти свою любовь.

Несколько лет назад Европа раз и навсегда влюбилась в фантастическую игру — Story Cubes («Кубики историй»). 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок — это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий с удовольствием придумывают невероятные истории и сказки, превращая обычную дружескую встречу в настоящий праздник воображения.

Детские «Кубики историй», сделанные своими руками

Оригинальные Story Cubes

Эта игра помогает отвлечься от будничных забот не только взрослым, она полезна и для детей. Сочиняя, ребенок учится правильно выражать свои мысли и выстраивать логические цепи событий. А при использовании картинок в процессе воображения развивается ассоциативное и логическое мышление.

Оригинальные Story Cubes сложны для дошкольников, лучше использовать их в работе со взрослыми. А «Кубики историй» для детей можно изготовить своими руками, взяв за идею оригинальную версию игры. Для этого понадобятся обычные кубики, клей, ножницы и разнообразные детские картинки, которыми обклейте все грани кубиков.

Итак, ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда грустные истории.

Что развивает у детей сторителлинг

Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей-дошкольников. «Кубики историй» для педагога-психолога — это своеобразный диагностический инструментарий. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Интересно, какая история у нас получится на этот раз?

Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Таким образом, в процессе игры происходит и психопрофилактическая работа. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких — смелыми, молчаливых — разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, — нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии… А дошколятам нравится — они не боятся сказать что-то не так.

Истории, придуманные детьми

«Подарки от Деда Мороза»

«Жил-был в маленькой норке необычный розовый мышонок, его звали Тиглс. Однажды мышонок встретил в лесу ежика, они познакомились и подружились. Ежика звали Колючка, но на самом деле он был милым и добрым. Тиглс и Колючка гуляли вдвоем допоздна и не заметили, как наступила ночь. И тут вдруг они увидели, что с неба падает звезда. Друзья успели загадать желание — ежик мечтал о разноцветной радужной юле, а мышонок хотел игрушечного ковбоя на лошади. И в это время они увидели мешок под елкой. В мешке оказались игрушки, о которых они мечтали. А на елке друзья увидели красный поясок… и тогда они сразу поняли, что это подарки от Дедушки Мороза! Тут ежик услышал, что его зовет мама: „Ежик, домой, уже поздно!“ Друзья пожелали друг другу спокойной ночи и довольные, с подарками, разошлись по домам».

Игра начинается… Смелее, Катя!

«Ежика звали… Колючка!», — говорит Ксюша
«Но на самом деле он был милым и добрым», — смеется Андрей

«Кубики историй» — настоящий праздник воображения!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: