Цели: научить устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее», обогатить опыт замещения объектов.
Игровой материал: сказочный персонаж, от имени которого проводятся задания; различные сказочные персонажи, к которым будут подбираться заместители; набор заместителей (фигуры разного цвета, формы, размера).
Ход игры. Чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, введите сказочного персонажа, например сказочницу. Она сообщает, что принесла волшебные кружки, в которые будут превращаться сказочные герои.
Замещение основывайте на каком-либо различии между персонажами, например:
- по цвету (крокодил — зеленый кружок, солнышко — желтый);
- по величине (слон — большой кружок, мышка — маленький).
Задача — выбрать кружки так, чтобы сразу было понятно, какой кружок — крокодил, а какой — солнышко. Если детям трудно самостоятельно выбрать заместители, помогите им: «Видите, этот кружок зеленый, как крокодил. Он и будет крокодилом. А этот будет солнышком — он такой же желтый, как солнышко».
Во время первых игр используйте не более 2–3 кружков. Их количество должно совпадать с числом замещаемых объектов.
В дальнейшем вводите лишние кружки, чтобы дети сами выбирали из них нужные, увеличивайте количество замещаемых объектов.
В течение года проводите серию игр на волшебные превращения, чтобы со временем дети могли самостоятельно придумывать условные заместители.
Игровое задание «Зверюшки на дорожках» (с 4 лет)
Цели: научить читать условные обозначения, размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей, развить наглядно-схематическое мышление.
Игровой материал: набор картинок с изображениями животных — собаки, петуха, ежа, кошки; полоски бумаги с различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал).
Инструкция. Покажите детям образец, в котором каждому животному соответствует какая-либо геометрическая фигура, например: треугольник — петуху, квадрат — собаке, овал — ежу, круг — кошке. Задача детей — разложить на своей полоске животных в соответствии с образцом.
Игра «Три медведя» (с 4 лет)
Цель: научить ориентироваться в пространстве, наглядному моделированию.
Игровой материал, оборудование: контурные изображения домика, трех деревьев и трех медведей (большого, среднего и маленького); три бумажные полоски разной длины; два фланелеграфа.
Инструкция. Рассадите детей перед фланелеграфами. На одном из них в центре разместите домик и деревья, в углу — фигурки трех медведей; на другом — полоски разной длины (в углу).
Введите детей в игровую ситуацию — например, скажите, что к ним в гости пришли три медведя. Они будут загадывать загадки про то, куда и откуда они идут, и с помощью бумажных полосок изображать это на фланелеграфе.
Разместите бумажные полоски на фланелеграфе в любом порядке, например, в левой части поместите большую полоску, потом маленькую и среднюю. Вызовите кого-нибудь из детей и предложите на другом фланелеграфе расставить в таком же порядке и в той же последовательности фигурки медведей.
Если ребенок ошибается, вместе с остальными детьми помогите ему. После того как он расставит фигурки, попросите его рассказать, куда, откуда и в какой последовательности шли медведи. Например: из леса домой — впереди шел самый большой медведь (папа), за ним — самый маленький (сынок Мишутка), а в конце — средний (мама медведица).