О тождестве диалектики, логики и теории познания

 

Логика, как это мы выясним в последующем, по своей сущности то же самое, что и теория познания; логика и теория познания представляют собой одно и то же, а именно, диалектическую логику; диалектика и логика мышления одно и то же.

До Гегеля существовали три философские науки: онтология, логика и теория познания — науки о бытии, мышлении и об их отношениях. Но эти дисциплины имели нечто тождественное, развитие чего привело их и своеобразному тождеству. Это общее — категории. Логика, теория познания и онтология превратились в учение о категориях. Этим путем произошло их отождествление, превращение в одну науку. Диалектика оформилась как учение о категориях. Именно с утверждением диалектики в теории познания и в логике связано создание диалектической логики, в которой диалектика, логика и теория познания тождественны. Диалектика подчиняет себе логическое и познавательное.

Познание, знание — диалектичны, подчиняются законам диалектики, именно тем, которые господствуют в действительности, т.е. онтологическим законам. Диалектические законы — наиболее общие законы бытия и мышления. Мысленное отражение действительности — истина — диалектична (так же, как и сама действительность), поскольку истина, как это доказано марксистско-ленинской теорией познания, есть: 1) субъективный образ объективного; 2) единство относительного и абсолютного; 3) единство конечного и бесконечного и т.д. Отражение диалектической действительности совершается диалектическим мышлением. Это не гегелевское отождествление бытия и мышления, а утверждение того, что диалектика вещей создает диалектику понятий (а не наоборот, как это имеет место в диалектике Гегеля). Поэтому для познания и логики характерна одна и та же объективность, которая имеет диалектический характер.

У Гегеля тождество диалектики, логики и теории познания опирается на тождество бытия и мышления, в материалистической же диалектике — на диалектическую природу отражения. Диалектическая логика изучает то, что является сущностью теории познания и что по своей природе диалектично. Это — новая наука, которая в снятом виде содержит в себе старую логику и теорию познания. Эта логика онтологична и диалектична именно вследствие того, что объективность мысли подчинена закономерности бытия. Тождество диалектики, логики и теории познания означает создание новой науки, которая не упраздняет ни одну из этих наук, а, наоборот, полнее освещает и решает те вопросы, которые прежде решались односторонне, именно вследствие того, что бытие, мышление и их отношение рассматривались отдельно друг от друга (этот вопрос будет освещен ниже, в особой главе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: