Логические категории и категории логического

 

Понятие, как известно, является логической формой мысли; категория — особенное понятие, особенная форма мысли. Еще Аристотель указал на то, что категория есть понятие, выражающее наиобщую сторону бытия. Категория есть наиобщее понятие, т.е. такое, у которого нет рода; нет у него и вида. В различных сферах действительности категория, например категория причинности, проявляется по разному, но, как категория, она не может быть больше одной. Содержание категории касается всего, что существует; например, категория самого существования относится ко всему, в том числе и к иллюзии. Если понятие не имеет универсального характера, то оно не категория. Такова каждая философская категория, например, количество, качество, сущность и др. Каждая философская категория является логической категорией, она — особенная форма мысли.

Категории являются наиобщими не только в том смысле, что они отражают наиобщие стороны действительности, но и в другом смысле, а именно, как объективные средства мысли. Мышление имеет наиобщие объективные средства, которые и являются категориями. С этой стороны категории исследовал впервые Кант, который понимал их как необходимые логические средства познания, как формы суждения вообще (единство, множество, реальность, отрицание и др.). Последующие учения о категориях (Фихте, Гегель, Н. Гартман и др.) показали, что категория является не субъективным, а объективным средством мысли, т.е. стало очевидным, что мысли Аристотеля и Канта о категориях должны были соединиться таким образом, что объективное средство мысли, вследствие выражения им наиобщей стороны бытия, должно было стать логическим средством-основанием, основанием в определенном смысле.

И в самом деле, категория является наиобщим средством мысли, вследствие того, что она есть выражение наиобщей стороны бытия. Категория есть объективное и необходимое средство-основание мысли, отражающей наиобщую сторону бытия. Она есть определенная форма логического.

Но следует отличить логические категории от категорий логического. Логическая категория — это такая, отрицание которой есть другая категория; точнее: отрицание которой дает иное, необходимость другой категории. Например, категория количества есть логическая категория, поскольку отрицание количества не является более количеством; отрицание случайности не есть более случайность и т.д.; а категория логического есть та категория, отрицание которой является ее же утверждением. Отрицание категории логического невозможно в том смысле, что при ее отрицании с необходимостью применяется она же; например, категории тождества, отрицания, частного, общего, понятия, суждения и т.д. являются, категориями логического; отрицание понятия есть понятие, отрицание суждения — суждение, отрицание отрицания — есть именно отрицание, отрицание тождества — тождественно себе и т.д.

Такое различение категорий не означает того, что категория логического относится только к сфере мысли, а логическая категория — только к действительности. Здесь мы хотим сказать, что категории, выражающие наиобщие стороны действительности, могут иметь силу одновременно и для мысли, именно как категории логического (это, конечно, касается не всех категорий). Например, категория тождества выражает одну из сторон действительности, но она является также и категорией логического. Форма есть и в сфере действительности, т.е. понятие формы имеет предметное содержание, но она представляет собой также и категорию логического. Форма логического есть категория логического, т. к. при ее отрицании используется и утверждается она же: (отрицание понятия есть понятие, отрицание суждения — суждение); отрицание, так же как и утверждение, являются необходимыми и существенными моментами умозаключения и доказательства. Умозаключение и доказательство состоит в утверждении-отрицании — в применении суждения. Именно поэтому невозможно отрицание доказательства, поскольку такое отрицание само является доказательством. Поэтому и ошибались древние скептики, отрицая доказательство.

Категории, выражающие наиобщие стороны действительности и одновременно относящиеся к категориям логического, являются понятиями так сказать, своеобразной, первой философии. Такие категории являются объективными и необходимыми средствами мысли и ее определенными основаниями.

Сфера логических категорий объемом более широка, чём сфера категорий логического. Все философские категории являются логическими категориями, таковы и категории логического. Но категории логического своеобразно подчиняют себе логические категории; это подчинение не является объемным. Действию категории логического в логическом подчиняется все, в том числе и логические категории. Сфера логического, вообще говоря, есть сфера доказательства, где, как это будет специально покарано в последующем, самым основным является действие категорий логического, в котором в подчиненном виде (не в смысле объемного логического подчинения) используются все нужные и необходимые объективные категории.

 

Тождество и различие

 

Рассмотрим несколько категорий, которые действуют в логическом. Таковы, например, категории тождества и различия (или разности). Они одновременно являются и категориями действительности, т.е. понятиями, выражающими наиобщие определения бытия, и категориями логического.

Тождество есть категория сущности, категория отношения бытия к самому себе. Тождество есть определенное отношение чего-либо не к другому предмету, а к самому себе.

А тождественно А, а не В. То же надо сказать и о различии. Различие существует, конечно, между разными предметами; но оно как категория сущности, есть различие чего-либо в самом себе, внутреннее различие, различие в тождественном.

Обе эти категории действуют в логическом, именно так, что их применением и на их оснований было сформулировано два закона логики — тождества (Аристотель) и различия (Лейбниц). По закону тождества, нечто, например понятие, тождественно себе; таково и суждение, умозаключение и др. По закону же различия во всем есть различие, все различно (эти законы будут подробно рассмотрены ниже). Нас здесь интересует только одно, именно то, что категории тождества и различия имеют логически рефлексивную природу, т.е. являются категориями логического.

Невозможно отрицание тождества, поскольку это отрицание (и результат отрицания) тождественно с собою и таковым и должно быть. При отрицании тождества оно же с необходимостью используется и, в этом смысле, утверждается. Оно есть определенное логическое средство-основание мысли, используемое, применительно и к самому себе. То же надо сказать и о различии («различие» и «разность» мы здесь употребляем в тождественном смысле, поскольку в данном случае нет нужды в их различении); и отрицание различия использует различие; не только использует, но и создает его; отрицание создает различие (более того, отрицание создает противоречие). Для мысли оно является определенным необходимым объективным средством.

Логическое невозможно без тождества и различия. Тождество есть основание аналитичности логического; без тождества невозможна последовательность или необходимая связь в умозаключении; именно тождество делает возможным необходимое выведение нечто из другого нечто. Но необходимое выведение нечто из отличного от него, уже есть синтетичность (содержащая в себе аналитичность, которая не существует без различия); различие есть определенная основа для синтетического. Логическое, которое опирается и содержит в себе как тождество так и различие, является единством аналитического и синтетического (как это будет показано ниже). Это означает и то, что для логического необходимо единство тождества и различия (мы этого специально коснемся при рассмотрении законов логики).

Следовательно, различие и тождество не только логические категории, но, и это для нас главное, — также и категории логического. Иначе и не может быть, поскольку различие есть определенная отрицательность в тождественном; тождество же есть то, чем нечто есть то что не есть другое. Обе категории подразумевают друг друга и являются совершенно определенными определениями отношения нечто к самому себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: