Понятие непосредственного

 

Можно сказать (и говорят так), что непосредственное есть то, чему ничего не предшествует, т.е. то, что есть начало; например, непосредственное познание есть чувственное — «живое» созерцание, поскольку ему не предшествует фактически никакое познание; говорят, что «познание» начинается с опыта; но «живое созерцание», как непосредственное познание не является тем, чему ничего не предшествует. Любому познанию предшествует предмет, познанием которого оно является и поэтому опосредствовано предметом. Но чувственное познание непосредственно в том смысле, что оно есть первое — начало в познании, что его никакое другое познание не опережает; начальное познание, начало познания непосредственно именно с точки зрения познания. То, чему ничто не предшествует — абсолютно непосредственно. Такова, например, вся действительность; в этом смысле она непосредственна по отношению к самой себе, но надо сказать и то, что нельзя взять целиком всю действительность и начать поиски предшествующего ей сущего, поскольку действительность во всех отношениях бесконечна.

Поэтому, говоря о непосредственности чего-либо, имеют в виду первое среди подобных себе, то, чему не предшествует определяющее такой же природы. В этом смысле говорят о живом созерцании, как о непосредственном познании. Такое непосредственное есть начало, в данном случае — начало познания, первое познание.

Непосредственное, как первое, может быть понято по-разному; например, с точки зрения Аристотеля, «первым для природы» является наиобщее; а «для нас первым» является частный предмет[107] (с точки зрения индуктивного познания). Существует точка зрения, согласно которой непосредственно не чувственное познание, а интеллектуальная интуиция, т.е. непосредственность, существенно отличающаяся от чувственной интуиции. Примером интеллектуальной интуиции может служить интуиция, подразумеваемая, например, в аксиомах геометрии; аксиомы геометрии являются интуитивными, а именно, интеллектуально интуитивными положениями.

Но здесь нас интересует не начало познания или интуитивное познание, не непосредственное с точки зрения познания, а непосредственное с логической точки зрения. Здесь надо отметить, что интуиция, как непосредственная, не имеет логического характера; поэтому она не входит в понятие логического непосредственного; логически непосредственное отличается от интуиции, имеющей или познавательный, или психологический смысл; интуиция есть психологическое явление, психологическое состояние субъекта, или определенное состоянием субъекта познания, что не может подразумеваться в логическом. Никакая интуиция не мо­жет быть логическим непосредственным, оно — нечто иное.

Из вышесказанного вытекает, что логически непосредственным мо­жет быть то, чему не предшествует другое логическое, что является логически первым, первым по отношению к какому-нибудь логическому, или началом вообще логического. Как в одном, так и в другом случае мы имеем дело с непосредственным в логическом смысле. Одним словом, непосредственное есть то, что является первым, чему не предшествует другое. Например, начало доказательства является первым и непосредственным для доказательства. Поэтому-то начальные положения доказательства — аксиомы — относят к сфере непосредственного. С точки зрения доказательства, непосредственно то, что не доказывается другим, то, что есть первое по линии доказательства, что не имеет другого логического основания. Логически непосредственное есть недоказанное, недоказанное именно другим логическим. Если в доказательстве имеется нечто беспосылочное, недоказанное, то оно и будет логически непосредственным. Иначе говоря, логически непосредственном является то, чему не предшествует логически его определяющее, то, что в этом смысле логически неопределено. Но ведь в доказательстве может быть такое положение, когда нечто логически не опережается другим, но, несмотря на это, определено другим нечто, определено не предшествующим, а следствием и последующим. -Когда началом доказательства считают аксиомы, тогда они логически не определяются ничем предшествующим, но своеобразно определяются тем, аксиомами чего они являются: поэтому и существуют разные аксиомы разных геометрических систем, разные аксиомы разных систем математической логики, что нельзя обосновать различные системы одними и теми же аксиомами.

Поэтому можно сказать, что непосредственно то, что не определяется ни предшествующим, ни последующим. То, что определяется последующим, будет и опосредствовано им. Следовательно, логически непосредственное есть логически неопределенное. Непосредственное есть неопределенное. Всякое определенное нечто будет опосредствованным, а не непо­средственным.

Таким образом, логически неопределенное есть беспосылочное и бесследственное — оно не имеет ни посылок, ни следствий. Нечто, связанное с другим, обязательно есть определенное, опосредствованное, а не непосредственное. Если нечто непосредственно есть другое нечто, то между ними не будет различия, они будут тождественными; здесь имелось бы повторение. Нечто не будет непосредственным, если оно связано с другим: 1) или посредством нечто, или 2) без этого «посредника», но связано с отличным от него, где связь определяется отрицанием, где одно нечто опосредствовано чем-то отличным от него

Непосредственное, как неопределенное, логически неясно. Каждое логически ясное есть определенное. Каждое логически определенное опосредствовано логически.

Но если непосредственное неясно, то логическое непосредственное будет невозможным, поскольку невозможно неясное логическое, поскольку логическое всегда ясно. Мы выше говорили не вообще о неясном, а о неопределенном неясном. Но ведь то, что не определяется другим, мо­жет быть ясным и определенным в самом себе. Ведь тождественное с самим собой должно быть совершенно ясным? Ясность является результатом именно тождественности. Поэтому и считается одним из законов логического именно закон тождества. Постольку надо сказать, что логически ясное непосредственное есть то, что тождественно самому себе; логическая непосредственность состоит в тождестве по отношению к себе. Уточненное таким образом понятие непосредственного можно выразить словами: «вот это», «это есть это» (логическое «это»).

Постольку надо сказать, что непосредственное, понятое таким образом, есть не только нечто, как начало, именно как начало опосредствования, но и следствие опосредствования. Например, непосредственны как начало определения понятия, поскольку оно еще не определено, так и результат определения, поскольку именно вследствие определения и получается понятие, как «это», тождественное себе. Завершенное понятие (незавершенного понятия нет) тождественно себе, непосредственно. Непосредственность, как тождество с самим собой, касается всего, таково все существующее. Нет ничего без непосредственности; в данном смысле, все непосредственно.

Если непосредственность есть тождество с самим собой и положение «нечто непосредственно есть другое» означает их тождество, то непосредственность есть неразличенность; где есть различие, там есть и определенность, поэтому нет непосредственности. Но «неопределенность» можно понимать двояким образом: неразличенность от другого и неразличенность в самом себе. То, что не различается от другого, тождественно другому, непосредственно есть другое; а, то, что различается от другого, тождественно себе. Но различенное от другого и тождественное себе может в самом себе — внутри себя — быть различенным, иметь внутреннюю различенность. Такое нечто имеет внутреннюю опосредствованность, оно не будет внутренне непосредственным.

Следовательно, можно сказать, что непосредственное, в смысле отношения к другому, может быть в самом себе опосредствованным; «вот это», может иметь внутреннюю определенность, внутреннюю различенность-опосредствование, но, взятое целиком, быть непосредственным. Таковы, например, понятие, полученное в результате определения, суждение, умозаключение. Понятие, как понятие, есть непосредственно взятое понятие. То же относится к суждению и умозаключению, хотя в них имеется различенность ih опосредствование, известная опосредствованность.

Таким образом, всякое логическое, как ясное, не может быть только непосредственным, чистой непосредственностью. Ничего не может быть только непосредственным. Чистое непосредственное логически невозможно, поскольку логическое всегда есть нечто определенное. Логически невозможно только непосредственное, отдельно взятое непосредственное., поскольку такое отделение само есть совершенно определенное опосредствование. Так что, как это мы докажем. (см. ниже о понятии опосредствования), положение «все существующее непосредственно» означает, что все существующее имеет, момент или сторону непосредственности; поэтому нет ничего только непосредственного. Логически, категориально (в общелогической форме) понятие непосредственности подразумевает понятие опосредствования. Оба эти понятия — категории — соотносительны, имеют смысл по отношению друг к другу. Поэтому и необходимо их единство, их нераздельность, но это уже характерная черта природы опосредствования. Непосредственность снимается ответом на вопрос: что такое непосредственное? Определение непосредственного есть уже опосредствование. Поэтому опосредствование имеет место как в понятии, так и в суждении, хотя они и непосредственны, особенно по сравнению с опосредствованностью умозаключения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: