Бесконечное умозаключение и понятие

Как это выяснилось выше, понятие есть общая мысль умозаключения. Обыкновенные умозаключения доходят до понятия. Мы выше рассмотрели понятие именно так, но в бесконечном умозаключении это обстоятельство, а именно связь умозаключения и понятия, их отношение, единство, представлено более полно. Это потому, что бесконечное умозаключение, как было сказано, есть однопонятийное умозаключение. В нем полностью, в развернутом виде представлено одно понятие. Логическая полнота состоит в полном представлении логической необходимости, что осуществляется только в бесконечном умозаключении, а не в понятии — как в единой нераздельной мысли. Единство, как нераздельность, не в силах представлять опосредствованность. Для опосредствованности, как мы знаем, необходимо внутреннее различие, внутреннее отрицание, что может быть осуществлено только в умозаключении. Полная опосредствованность в логической сфере, как это выяснилось выше, существует в виде бесконечного умозаключения.

Бесконечное умозаключение, именно вследствие здесь отмеченного, логически стоит выше, чем суждение-умозаключение-понятие. Бесконечное умозаключение есть высшая форма умозаключения. Оно есть единство суждения и понятия.

Бесконечное умозаключение есть однопонятийное умозаключение. В бесконечном умозаключении участвует не каждое, а особенное понятие — категория; причем не каждая категория, а только некоторые, а именно те, которые мы назвали «категориями логического». И само «логическое» есть категория логического.

Логическое отрицание логического невозможно, поскольку это отрицание само есть логическое и категория логического. Логическое отрицание логического утверждает логическое-же. Вместо «логического» мы можем применять «мысль» и сказать, что отрицание мысли утверждает мысль. Отрицание мысли применяет мысль как основание-средство и поэтому при этом отрицании утверждается само отрицаемое, утверждается то, что отрицается. В утверждении логического отрицанием логического есть одно понятие, понятие мысли.

В утверждении отрицания отрицанием отрицания есть одно — понятие отрицания. В утверждении истины отрицанием истины есть одно, — понятие истины. В утверждении бесконечности отрицанием бесконечности есть одно — понятие бесконечности. В утверждении частного отрицанием частного действует одно, именно, понятие частного и т. д. Это относится к каждому бесконечному умозаключению, в котором действует категория логического.

Общая мысль бесконечного умозаключения есть категория логического — понятие. Категория логического существует в полном виде в форме бесконечного умозаключения. Таково отношение понятия и умозаключения, которое неполно было рассмотрено выше.

Отношение умозаключения и понятия может быть выражено и другими примерами, например: понятие движения определяется, как единство прерывности и непрерывности времени и пространства[179]. Это единство противоположностей, которое в виде опосредствованной связи представляет собой умозаключение, как развернутую форму понятия движения (этого одного понятия). Истина состоит в единстве относительного и абсолютного, как опосредствованной связи, где действует только одно понятие — понятие истины и т. д.

Таким образом, умозаключение и понятие находятся в неразрывном единстве; но умозаключение логически более полно, чем его общая мысль — понятие. Как было выяснено выше, понятие в умозаключении есть «среднее». Это обстоятельство осуществляется в более полном виде в однопонятийном умозаключении, в бесконечном умозаключении, где одно понятие есть «среднее» как единство противоположностей, единство утверждения и отрицания. Бесконечное умозаключение, понятно, более полно, чем его «среднее» (см. выше о «среднем понятии»).

Так как бесконечное умозаключение представляет логическое в полном виде, т.е. понятие представлено в логически развернутом виде, поэтому диалектическая логика есть логика умозаключения, а не понятия.

 «Логика» Гегеля, по его же мнению, есть логика понятия. Понятие есть для него мощь абсолюта. Поэтому его «Логика» идеалистична. В ней диалектико-логическое мистифицировано. «Субъективность» понятия Гегеля без мистического момента не осуществляется. В нашем бесконечном умозаключении логическая рефлексивность осуществляется полностью и в научном, логическом смысле. Диалектическая логика построена на научной основе и сама представляет науку только тогда, когда представляет собой материалистически-диалектическую логику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: