Слайд 1
Уважаемая комиссия представляю защиту выпускной квалификационной работы по теме: Применение упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Одной из задач урока физической культуры является развитие координационных способностей школьников.
Слайд 2
Данный вопрос рассматривали такие ученые, как Лев Павлович Матвеев, Владимир Иосифович Лях, Жорж Константинович Холодов, Макаров Александр Николаевич. Эти ученые имеют в основном сходные подходы к воспитание координационных способностей и предлагают разнообразные средства её развития. Однако не всегда эти средства дифференцируются с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Несмотря на актуальность данной проблемы, вопросы применение упражнений в метании для развития различных координационных способностей остаются пока недостаточно разработанными. От координации движений рук и ног при метании во многом зависит результат, т.е. дальность броска.
|
|
Слайд 3
Поэтому проблемой научного поиска является поиск наиболее эффективных упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: использование упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Слайд 4
Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диагностики разработать и включать в содержание уроков физической культуры упражнения в метании, то это будет способствовать повышению уровня развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние использованных упражнений в метании на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение, тестирование.
Слайд 5
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов:
- от способности человека к точному анализу движений;
|
|
- от деятельности анализаторов и особенно двигательного;
- сложности двигательного задания;
- возраста и других.
Три группы координационных способностей:
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Например, в метании.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое(позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Слайд 6
Для определения влияния упражнений в метании на развитие координационных способностей проводилось практическое исследование на базе МАОУ СОШ № 1 г Боровичи с учащимися 7 А и 7Б классов.
В школе № 1созданы необходимые условия для проведения урока физической культуры. Учитель работает по комплексной программе 2015 г., авторы Лях Владимир Иосифович и Мейксон Григорий Борисович. В соответствии с тематическим планированием метание изучается во второй и четвёртой четверти
Слайд 7
На констатирующем этапе для определения уровня развития координационных способностей у учащихся 7А и 7Б классов, были использован контрольное упражнение (тест) - метание малого мяча в вертикальную цель. Требования к выполнению данного теста: Выполняющий стоит на расстоянии 3 метра от мишени за линией. Он выполняет 5 бросков малого мяча способом из-за головы ведущей рукой в вертикальную цель на стене. Считается количество попаданий в центр круга указанным способом. Автор теста Лях Владимир Иосифович.
На основе рекомендаций автора теста, результаты, показанные учащимися, ранжировались на высокий, средний и низкий уровень
высокий уровень– 5 попаданий
средний уровень – 3-4 попадания
низкий уровень –1-2 попадания
Слайд 8
Средний результат учащихся 7А класса на начальном тестировании 3,1раза, а в у 7Б класса 2,9 раза. Был определён контрольный класс – 7А и экспериментальный класс – 7Б, так как результаты данного класса ниже.
Слайд 9
Были подобраны упражнения в метании для развития координационных способностей экспериментального 7Б класса.
Слайд 10
Особенности упражнений в метании в каждом из трёх вариантов:
–в каждом варианте по 4 упражнения в метании малого мяча;
– каждое упражнение в метании малого мяча выполняетсяспособом «из-за головы»;
–каждое упражнение в метании малого мяча выполняется правой и левой рукой (по 1мин.);
–метание малого мяча выполняется в вертикальную и горизонтальную цель;
–применение соревновательного метода выполнения упражнение в метании малого мяча.
Например, Вариант 1 (уроки 1–3):
– метание малого мяча в баскетбольный щит;
– метание малого мяча в обруч, лежащий на полу (на точность);
–метание малого мяча по невидимой цели – в обруч, лежащий за вертикально установленным гимнастическим матом;
– метание малого мяча в стену и ловля с отскоком от стены.
Слайд 11
На формирующем этапе в экспериментальном классе проведено 9 уроков физической культуры, включающих подобранные варианты упражнений в метании для развития координационных способностей, которые проводились в начале основной части урока физической культуры групповым методом. Учащиеся распределялись на 4 подгруппы по 6-7 человек.
На каждой станции учащиеся работали поточно друг за другом в течение 2 минут: по 1 мин. правой и левой рукой, соблюдая принцип симметрии. Контроль времени осуществлялся по секундомеру. Общее время выполнения упражнений в метании на четырёх станциях 8 минут, объяснение и показ -2 минуты. Учащийся считали свои результаты на каждой станции и за победу получали жетоны. По свистку осуществлялся переход на следующую станцию. После прохождения всех станций выявлялись победители по наибольшему количеству жетонов и выставлялись оценки.
|
|
Особое внимание уделялось технике безопасности при выполнении упражнений в метании. Для этого соблюдались интервал и дистанция, выполнение и окончание задания осуществлялись по сигналу (свисток).
Через 3 урока менялся вариант выполнения упражнений в метании.
В контрольном 7А классе в соответствии с тематическим планированием уроки физической культуры включали совершенствование техники метания мяча способом «из - за головы» и способом «из - за спины через плечо» на дальность и подвижные игры с метанием.
Слайд 12
На контрольном этапе результаты контрольного тестирования показали, что учащиеся контрольного и экспериментального классов улучшили свои результаты.
Слайд 13
Средний прирост результата у учащихся контрольного 7А класса: + 0,7 раза.
Средний прирост результата у учащихся экспериментального7Б класса: + 0.9 раза.
Результаты контрольного тестирования подтверждают практическую значимость проведённого исследования. Можно считать, что гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута
Спасибо за внимание!
Ответы на возможные вопросы
Новизна исследования данной работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить научные подходы к воспитанию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что подобранные упражнения в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культурымогут быть использованы студентами на педагогической практике и учителями физической культуры.