Росли рядом гранатовое дерево и яблоня. И вот осенью поспорили они, чьи плоды полезнее. Спорили они так громко, что услышал растущий за забором терновник и решил вмешаться:
— Друзья, к чему споры. Плоды ваши вкусны каждый по-своему.
Мораль: когда лучшие граждане в ссоре, вес в обществе набирают посредственности.
Является ли полис обособленной территорией?
• аргументы «за»: предоставление прав только гражданам этого полиса; отличные от других полисов системы управления и законы; защита собственного полиса.
• аргументы «против»: активная внешняя торговля; войны между полисами; культурный обмен между полисами.
Подобное преобразование информации, после объяснения учителя, учащиеся способны выполнять самостоятельно, не говоря уже о таких традиционных формах, как схема, таблица, план, график. Создание собственных текстов определённого вида и с конкретной целью, выбор оптимальных форм преобразования информации — всё это положительно сказывается на образовательной деятельности учащихся и расширяет её возможности.
|
|
Таким образом, мы убедились в том, что продемонстрированные методические приёмы работы с текстовой информацией действительно позволяют учащимся получить определённую пользу от работы с текстом:
• качественно усвоить знания;
• освоить навыки работы с информацией;
• получить опыт применения навыков и знаний;
• овладеть «грамотностью чтения».
В целом, всё вышеизложенное можно свести к следующей схеме.
Схема 2
Как видим, методика работы с текстом представляет собой целенаправленную деятельность учителя по моделированию ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску и приобретению знаний.
Таким образом, учитель создаёт условия, необходимые для формирования учебно-познавательной компетентности, предполагающей решение личностно и социально значимых проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению информации.
А вдумчивое, внимательное и критическое отношение к тексту является важным качеством в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства.
Вопросы к лекции №5
Какие методические приёмы может использовать учитель при работе с текстовой информацией?
С какой целью следует включать обучающие задания в урочную деятельность и от чего зависит эффективность их использования?
В чём заключается специфика заданий, составляемых учителем к текстовой информации?
От чего зависит использование определённого способа преобразования текстовой информации учащимся и выбор формы её представления?
Какие основные элементы можно выделить в системе работы с текстовой информацией на уроках истории?