Содержание
Введение 3
1. Изменение почвы под влиянием машинно-тракторных агрегатов 4
2. Воздействие движителей на почву и пути снижения влияния машинно-тракторных агрегатов на почву 4
3. Приемы снижения воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву 5
Заключение 7
Список использованных источников 9
Введение
Механическая обработка почвы предусматривает воздействие рабочих органов машин и сельскохозяйственных орудий, в результате чего изменяются ее свойства и состояние. Цель механической обработки почвы - создание наиболее благоприятных условий для роста и развития культурных растений при одновременном и непрерывном повышении уровня почвенного плодородия.
|
|
В условиях интенсивного ведения сельскохозяйственного производства значительно усиливается воздействие на почву ходовыми системами сельскохозяйственных агрегатов. Чрезмерное уплотнение почвы, происходящее под интенсивным воздействием ходовых систем мощных тракторов, тяжелых сельскохозяйственных машин и транспортно-технических средств, стало серьезной угрозой плодородию почвы, приводит к её разрушению и является одной из причин развития эрозионных процессов.
Серьезным последствием уплотнения почвы является увеличение ее удельного сопротивления. Удельное сопротивление почвы – наиболее важная механическая характеристика, которая в значительной степени зависит от переуплотнения почвы различными движителями и ходовыми системами. Оно соответствует усилию, затрачиваемому на подрезание пласта, его оборот и трение почвы о рабочую поверхность орудия.
При переуплотнении ухудшается крошение почвы. Почва становится глыбистой, что приводит к неравномерной заделке семян, снижению их полевой всхожести, а в итоге – к значительному недобору урожая. Высокая плотность почвы обусловливает резкое ухудшение ее физико-химических и агрофизических свойств. Уплотненные почвы оказывают большое сопротивление проникновению в них корневых систем растений, в таких почвах ухудшается водно-воздушный и питательный режимы, развиваются эрозионные процессы.
Изучая свойства почвы и влияний на нее сельскохозяйственных машин и агрегатов, темой моей работы стала «Снижение механического уплотнения почвы».
|
|
Цель работы: снижение переуплотнения почвы при использовании машинно-тракторных агрегатов.
Задачи.
1. Выяснить, как влияет переуплотнение почвы машинно-тракторными агрегатами на растительность
2. Узнать способы повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
3. Выявить уплотняющие действия машинно-тракторными агрегатами на почву.
4. Познакомится с проблемой переуплотнения почвы машинно-тракторными агрегатами и путями решения данной проблемы.
Изменение почвы под влиянием машинно- тракторных агрегатов
За период подготовки почвы до уборки урожая разнообразные машины проходят по полю 5-15 раз. Суммарная площадь следов ходовых систем нередко вдвое превышает площадь поля, а на поворотных полосах - в 6-20 раз. Вследствие этого резко ухудшаются такие важные для роста и развития растений свойства почвы, как плотность, твердость, воздухо - и водопроницаемость.
В результате неоднократного передвижения машин по полю происходит значительное переуплотнение почвы, которое распространяется на большую глубину (до 100 см), а машинные «следы» покрывают до 80 % поля. Под влиянием тяжелой техники плотность почвы возросла к настоящему времени на 20-40 %.
При взаимодействии грунтов с ходовыми системами мобильной техники почва деформируется. Степень этой деформации зависит от исходного ее состояния: плотности и влажности во время прохода техники, величины контактного давления на почву и кратности воздействия.
Степень деформации также зависит от времени года: установлено, что в зимнее время плотность почвы под колесами трактора увеличивается незначительно, а значит использование тяжёлой техники относительно безопасно в этот период. Переуплотнение почвы наиболее опасно осенью и весной, когда почва бывает сильно насыщена водой. Летом степень переуплотнения зависит от выпавшего количества осадков (засушливое или дождливое лето).
Влажность почвы в момент воздействия на нее техники является важнейшим фактором, определяющим степень уплотнения при одной и той же нагрузке. Глубина деформации, определяемая выше названными факторами, а также единичной массой техники, давлением на ось и напряжением на глубине 50 см, варьирует от 20-30 до 50-60 см. Следствием этого является снижение урожайности зерновых и пропашных культур на 15-30%.
При средней степени уплотнения снижение урожая при прочих равных условиях достигает 20-30% на всех типах пахотных почв. При сильной степени уплотнения потери урожая могут достигать 50-60%. Последствия разового интенсивного уплотнения сохраняются в течение 2-5 лет. Многократное из года в год воздействие техники на почву ведет к "накоплению" уплотнения.
Основным требованием к средствам механизации сельскохозяйственных работ является требование их щадящего воздействия на плодородие почвы. Большое значение имеют пористость почвы, содержание влаги, размеры почвенных частиц и пор между ними, количество живых микроорганизмов и условия существования для организмов всех видов. В переуплотненных почвах возникает явление пространственной тесноты, возрастает сопротивление развитию корней. Растение достигает наибольшей продуктивности лишь при определенной плотности почвы, зависящей от ее типа.
Воздействие движителей на почву и пути снижения влияния машинно тракторных агрегатов на почву
Как биологическая среда почва остро реагирует не только на внешние воздействия естественного характера (дождь, мороз, ветер и т.д.), но и на результаты деятельности человека. Многие ученые считают основной причиной снижения плодородия и переуплотнения, воздействие на почву движителями тракторов.
Механическое воздействие движителей на почву не исчерпывается только уплотнением и уменьшением ее пористости, снижающей возможности жизнедеятельности макро- и микроорганизмов, а также развития корневой системы растений. От контакта с движителями разрушается структура верхнего слоя почвы, она измельчается. Вследствие этого усиливаются процессы эрозии, из почвы более интенсивно выветриваются и вымываются наиболее плодородные компоненты.
|
|
Снижение вредного воздействия тракторных движителей на почву достигается за счет применения трактора, тип и параметры движителя которого соответствуют данному агрофону, а также правильным выбором состава машинно-тракторного агрегата.
Наиболее радикальным путем снижения вредного воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву является применениегусеничных тракторов.Вредное воздействие колесных движителей на почву может быть снижено до уровня вредного воздействия гусеничных тракторов несколькими способами. К их числу относятся: сдваивание колес, применение шин низкого давления и арочных шин, создание колесных тракторов колесной формулы 6К6. Положительные эксплуатационно-технологические свойства такого трактора повышаются существенным образом, если третий мост сделать отсоединяемым.
С целью снижения уплотнения почвы колесными тракторами следует применять шины низкого давления, позволяющие работать при давлении воздуха 0,08...0,12 МПа. Для энергетических средств транспортно-технологического назначения наиболее эффективным способом снижения вредного воздействия на почву является применение арочных шин.
Вредное воздействие движителей на почву можно снизить, применяя широкозахватные и комбинированные агрегаты. При работе с широкозахватными агрегатами вредное воздействие движителей на почву уменьшается за счет снижения относительной площади вытаптывания движителями трактора по мере увеличения ширины захвата. Применение комбинированных агрегатов связано с изменением технологического процесса возделывания культур.