Приемы снижения воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву

Одним из условий получения высокой урожайности сельскохозяйственных культур является правильное и рациональное использование сельскохозяйственной техники. Для выполнения этого условия существуют агротехнические и технологические приемы снижения вредного воздействия МТА на почву

Совмещение операций. Для совмещения операций в состав МТА включают несколько сельскохозяйственных машин, каждая из которых выполняет свою технологическую операцию. МТА, в которых применена комбинация машин, называют комбинированными.

Известна, например, технология, когда подготовку почвы и посев зерновых проводят за два прохода в течение одного дня. При этом выполняется пять операций: за первый проход — вспашка и боронование; за второй — предпосевная культивация, внесение удобрений и посев. Можно отметить следующие преимущества такой технологии: вместо пяти проходов МТА по полю совершается только два, что существенно снижает уплотнение почвы и потери урожая. Вследствие сокращения агротехнических сроков выполнения комплекса операций снижается влияние неблагоприятных погодных условий на проведение работ и их качество. Уменьшается расход топлива благодаря меньшему количеству проходов МТА по полю, а также вследствие того, что операция по оптимизации плотности почвы во свежевспаханном состоянии сокращает энергозатраты и повышает агротехническое качество.

Использование постоянной технологической колеи. Суть технологии возделывания культур с использованием постоянной технологической колеи состоит в том, что поле как бы разбивается на делянки, равные ширине захвата посевного агрегата. В течение всего срока возделывания культуры, начиная с первой предпосевной обработки и до уборки урожая, МТА перемещается на каждой делянке по одной и той же колее. При этом остальная площадь делянки не подвергается уплотнению движителями.

Технологическую колею образуют при первой весенней обработке почвы. Такой операцией, как правило, является закрытие влаги с одновременным выравниванием микрорельефа поля. Бороновальный агрегат, оборудованный маркером, выполняет первый проход по заранее отмеченной линии, а последующие агрегаты — по маркерному следу.

Колею от тракторных колес не заделывают, используя в качестве ориентира и дорожки для прохода трактора при выполнении остальных операций технологического процесса. С каждым последующим проходом почва по колее уплотняется, превращаясь, по существу, в полевую дорогу; остальная часть поля не подвергается уплотняющему воздействию тракторных движителей.

Возделывание пропашных культур при движении энергетических средств по постоянной технологической колее имеет следующие преимущества по сравнению с общепринятыми технологиями:

• снижается площадь поля, подверженная уплотняющему воздействию движителей тракторов, что способствует сохранению влаги в почве, улучшению ее структуры и повышению урожайности выращиваемой культуры;

• по всему полю выравниваются механические свойства почвы (влажность, твердость, плотность, микроструктура), что обеспечивает одинаковые условия работы рабочих органов машин (сошники, диски, лапы культиватора и т.д.), стабильность выполняемого технологического процесса и одинаковые условия произрастания культурных растений;

• технологическая дорожка позволяет лучше использовать тяговые возможности трактора, выполнять тракторные работы при повышенной влажности поля, снизить расход топлива;

• улучшаются условия труда тракториста, так как снижаются вертикальные колебания трактора при движении по накатанной колее;

• повышается производительность, потому что становится возможным выполнять операции на предельных агротехнических скоростях.



Заключение

В сельском хозяйстве имеется несколько миллионов тракторов, значительная часть которых — тяжелые энергонасыщенные типа Т-150 и К-701 массой соответственно 7,8 и 12,6 т. Интенсивно ведутся работы по созданию сельскохозяйственных тракторов массой до 25 т. Комбайн «Дон» весит 27 т. С каждым годом энерговооруженность сельскохозяйственного производства повышается, но соответственно возрастает и нагрузка на почву. И вот такому прессу почва подвергается ежегодно без отдыха, необходимого для восстановления ее плодородных сил.

Монтирование сдвоенных (тандемы) и строенных колес, использование широкопрофильных шин позволяет несколько снизить давление на почву, но одновременно увеличивается общая площадь уплотнения. При этом надо иметь в виду, что оптимальная плотность почвы — это интегральный показатель ее физического состояния и она не является строго определенной величиной, а представляет широкий диапазон значений давлений, который для одной и той же почвы может изменяться в зависимости от вида сельскохозяйственных культур, фаз их развития, особенностей вегетационного периода.

На уплотненных участках растения отстают в росте, угнетены, возрастает непродуктивная кустистость, сокращаются длина колоса, число зерен в нем, падает урожайность. Причем последействие ясно прослеживается даже на следующий год, а в варианте с трактором К-701 сохраняется стойкая депрессия урожая (до 16 %).

Надо иметь в виду, что уплотнение обычно ниже в севооборотах с многолетними травами, чем при монокультуре. Особенно благоприятны в этом отношении пропашные. Высокоокультуренные почвы лучше противостоят уплотняющим деформациям, они быстро разуплотняются, в то время как слабоокультуренные почвы сильно уплотняются под влиянием техники. Поэтому один из приемов снижения уплотнения — внесение высоких доз органических удобрений (80—100 т/га), особенно это важно на поворотных полосах. Органические удобрения способствуют устранению уплотняющих деформаций почвы, повышают упругость почвенных агрегатов, улучшают структуру почвы, увеличивают ее буферность. Это достигается также при запахивании сидератов и соломы. Важно своевременно проводить основную обработку почвы, т.е. при оптимальной влажности, в противном случае ухудшается аэрация, снижается водопроницаемость, нарушаются водный, тепловой и питательный режимы почвы и др.

Для разуплотнения почв применяют рыхление, в том числе и орудиями с активными рабочими органами (фреза и др.), пахотного и подпахотного слоев (чизели, глубокорыхлители). Сочетание рыхления с внесением органических удобрений и кальцийсодержащих веществ приводит к значительному снижению негативных последствий машинной деградации почв.

Важно, чтобы на полях работали только такие механизмы, давление движителей которых на почву не превышает 0,1 МПа, поэтому лучше использовать гусеничные движители или колесные с эластичными шинами, давление которых на почву составляет соответственно 80-100 и 30-60 кПа.

Энергосберегающей технологией при минимальной обработке почвы предусмотрено использование комбинированных машин, позволяющих выполнять несколько технологических операций за один проход.

Завершая анализ проделанной работы мною были предложены следующие рекомендации по уменьшению уплотнения почвы машинно-тракторными агрегатами:

§ при ранневесеннем бороновании применять только гусеничные тракторы, имеют небольшое давление на грунт;

§ применять минимизацию обработки, сочетание операций, уменьшение глубины разрыхления, увеличение ширины захвата агрегатов;

§ все работы по возделыванию сельскохозяйственных культур проводить при физической спелости почвы и его влажности 20-22%;

§ предпочтительно использовать гусеничные тракторы, ограничивать применение колесных тракторов типа К-700;

§ исключать проходы сельскохозяйственных агрегатов и других машин по полю без надобности;

§ заправлять агрегаты семенами, удобрениями, топливом только на краю поля без заезда на него транспортных средств;

§ широко применять маршрутизацию движения машинно-тракторных агрегатов при выращивании сельскохозяйственных культур, то есть большинство технологических операций выполнять при движении агрегатов по одним и тем же путям;

§ разрыхлять и заравнивать следы от колес тракторов и сельскохозяйственных машин;

§ для повышения устойчивости почв против уплотнения шире применять обычные приемы окультуривания (внесение органических удобрений, кальцийсодержащих мелиорантов и др.), мульчирование поверхности почвы.


 


Литература

1. Ахметов Ш.И., Иванцов П.В. Влияние механического уплотнения на изменение плотности сложения чернозема выщелоченного // XXVIII Огаревские чтения: Материалы науч. конф. (Естеств. и техн. науки). -Саранск: СВМО, 2007. С. 202 - 204.

2. Белов Г.Д., Подолько А.П. Уплотнение почвы и урожайность зерновых. Минск: Урожай, 2011. - 33 с.

3. Беляев Н.М. Влияние тракторов и сельскохозяйственной техники на уплотнение почвы. М.: Агропромиздат, 2014. - 36 с.

4. Водяник И.И. Уплотнение почвы движителями сельскохозяйственных машин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2015. -№5.-С. 19-22.

5. Коробова Л.И. Влияние плотности почвы на ее плодородие и урожай сельскохозяйственных культур // Тез. докл. на науч. конф. Саратов, 2010.-С. 14

6. Кравченко В.И. Уплотнение почв машинами. Алма-Ата: Наука, 2016. -96 с.

7. Рабочев И.С. Проблемы воздействия ходовых систем сельскохозяйственной техники на почву // Плодородие почв и его изменение при уплотнении и разуплотнении: Науч. тр. Почв, ин-та им. В.В. Докучаева. М., 2011. - С. 3 - 9.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: