Педагог чётко проговаривает слоги.
— Дети, тигр сердито зарычал: "ра-ро-ру-ры". Громко, громко он рычал "ра-ро-ру-ры". Рычащую песенку повторял: ""ра-ро-ру-ры". Дети, рычащую песенку повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот рысь тихонько зарычала: "ря-рё-рю-ри". Ласково, мягко она повторяла: "ря-рё-рю-ри". Дети песенку эту: "ря-рё-рю-ри" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Превосходно, дети!! Рычащую песенку повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком "р"».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "р" в словах. Формировать умение детей различать на слух слова, в которых есть звук "р". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Укреплять мускулатуру языка.
Игровой материал: картинка «Упражнение "Грибок"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Грибок"».
— Дети, Язычок играет, грибок изображает. Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык присосать к нёбу, кончик языка у верхних зубов. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Рот широко открываем,
к нёбу язычок прижимаем.
Язычок на цыпочки встал,
крепко к потолку себя прижал.
Крепко-крепко прижимался,
долго-долго не спускался.
Как грибочек он стоял,
и о чём-то всё мечтал.
Педагог контролирует, чтобы подъязычная связка была натянута. Дети удерживают язык в таком положение 5-10 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
Чистоговорка «Родина».
Родина моя – русская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
— Дети, Родина наша – широкая, большая страна. Разные народы населяют нашу страну, и все народы знают и любят русский язык. И мы с вами говорим на русском языке. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно чистоговорку ещё раз.
Родина моя – русская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
— Дети, назовите, пожалуйста, слова из чистоговорки, со звуками «р» или «рь». (Ответы детей).
— Р-р-родина, р-р-русская, по-р-р-русски, говор-р-рю – в этих словах живут звуки «р» и «рь» Дети чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Родина моя – русская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
—Дети, не забывайте, чистоговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети повторяют чистоговорку по одному.
— Прекрасно, дети! Чистоговорку читали, звук «р» изучали.
Диагностическое задание.
Игра «Первый звук»
(индивидуально).
Задача. Выявить умение детей выделять первый звук в слове, произносить все гласные и согласные звуки русского языка.
Игровой материал. Предметные картинки для обследования звуков.
Разговор.
Картинки лежат рисунком вниз.
— … (имя ребёнка), посмотри, как много у меня карточек. Интересно, что на карточке нарисовано. Выбери, пожалуйста, одну карточку, которая тебе нравится и скажи, что на ней нарисовано. Ребёнок выполняет задание.
Педагог произносит слово, выделяя и протягивая первый звук.
— … (имя ребёнка), повтори, пожалуйста, слова как я сказала. Ребёнок выполняет задание.
— Какой звук мы слышим в начале этого слова? (ответ ребёнка).
Затем педагог предлагает ещё выбрать карточку. Если ребёнок затрудняется в назывании предмета, педагог называет слово. Игра продолжается, пока ребёнок поддерживает к ней интерес.
Оценка результатов.