Требования к учебным постановкам

Учебные постановки для рисования с натуры (натюрморты) разделяют на учебные и тематические. И те, и другие рекомендуются к использованию в учебном процессе общеобразовательной школы. Разница между ними - в постановке целей и задач. Но все натюрморты, которые учитель организует в классе, должны соответствовать следующим требованиям:

1. Соответствие поставленным целям и задачам.

2. Соответствие возрастным особенностям детей.

3. Соответствие уровню знаний, умений и навыков учащихся.

4. Соответствие по внешним признакам.

5. Соответствие требованиям смысловой эстетики

6. Должны вызывать чувство эмоционального удовлетворения по своему содержанию и внешним характеристикам.

7..Наличие смысловых связей между предметами.

8. Наличие разнообразных по форме, по размеру и цвету предметов.

9. Явно выраженное пространство (передний, средний и дальний план), если не поставлена иная задача.

В классе устанавливается не менее 3 постановок на специальных столиках на уровне ниже глаз рисующих. Для рисования небольших по размеру форм предмет располагают на каждом столе ученика. Дают его потрогать и рассмотреть со всех сторон, затем поставить его на определенное место и нарисовать. Рисунок осуществляется с одной точки зрения.

Процесс рисования с натуры предваряет анализ учебной постановки учителем в беседе с детьми, целью которого является изучение натуры и ее особенностей. Анализ натуры должен осуществляться при максимальной активности учащихся. При анализе необходимо затронуть вопросы технологического характера: материал изготовления предметов, придающих особенности фактуры, история возникновения предмета до современного состояния

Принципы анализа учебной постановки:

- Целенаправленное наблюдение.

- Единство содержания и задач.

- Анализ цветового и тонального содержания постановки.

- Сравнительный анализ формы, конструкции и цвета предметов.

-Анализ пространственного расположения предметов.

- Анализ контрастов тона, цвета переднего и дальнего планов.

- Наблюдение через передний план.

После этого учитель приступает к объяснению учебной и творческой задачи, и показывает наглядно, как осуществлять рисунок: этапы и последовательность работы, стадии обобщения и конкретизации формы, принципы работы художественным материалом.

Основным методом работы учителя на уроках рисования с натуры является метод наглядного обучения, и объяснительно-иллюстративный метод. Они включают в себя педагогический рисунок, работу с наглядно-методическим (подготовку и использование наглядно-методических таблиц, слайдов, репродукций, и т.д.) и с дидактическим материалом, подготовленным учителем в соответствие с целью и формой проведения урока. Объяснение учебного содержания рекомендуется сопровождать просмотром видео и другим наглядным материалом, раскрывающим содержание работы и последовательность действий ученика при рисовании с натуры.

Для педагогического рисунка используется классная доска и мел, подготовленные листы бумаги и уголь (фломастер), аппликативный материал. Следует помнить, что в процессе педагогического рисования и демонстрации наглядных пособий необходимо использовать пояснительную речь учителя для объяснения каждого действия при рисовании, в том случае если урок не является уроком контроля.

После объяснения важно проверить, правильно ли поняли дети свою задачу, при необходимости еще раз уточнить задачу и последовательность работы над рисунком, привлекая учеников к повторению учебного материала вопросами.

Рисунки, выполненные детьми с натуры, оцениваются учителем, и оценка выставляется в журнал и дневник. Кроме этого, учитель изобразительного искусства должен уметь анализировать рисунки по критериям, разработанным в соответствии с поставленными учебными задачами. Поэтому к каждому уроку критерии могут меняться, как меняются и задачи рисования. Основные критерии анализа детского рисунка по рисованию с натуры приведены ниже.

Критерии оценки рисунков детей с натуры.

1. Пространственное размещение рисунков в листе.

2. Наличие предметной плоскости.

3. Передача пропорций предметов.

4. Передача конструктивного строения каждого предмета.

5. Наличие признаков перспективы при пространственном рисовании.

6. Передача в рисунке светотени предметов.

7. Наличие объема предметов в рисунке.

8. Передача тона и цвета предметов в соответствие с натурой.

Общими критериями для всех видов рисования являются

- Композиционное размещение рисунка.

- Выразительность использованных средств;

- Оригинальность решения композиции;

- Самостоятельность выполнения рисунка;

- Эмоционально-эстетическое отношение ребенка к рисунку.

На уроках рисования с натуры происходит знакомство школьников с художественными средствами изображения действительности в изобразительном искусстве. Дети учатся воспринимать мир с художественно-эстетической точки зрения, узнают много нового об обычных вещах, учатся по-новому смотреть на простые предметы. В этом процессе развиваются аналитическое, пространственно-конструктивное, композиционное мышление, цветовое восприятие; раскрывается эстетическое многообразие и гармония окружающего мира, развивается художественный вкус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: