Жизненный путь и творчество А.С. Макаренко

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

 

Реферат

по курсу «Методика преподавания истории в школе»
на тему: Педагогическая система А.С. Макаренко

 

Выполнила:
студентка 7 группы
3 курса бакалавриата
Родионова Наталья Дмитриевна

 

 

Санкт-Петербург
2020

Оглавление:

1. Введение………………………………………………………………..3

2. Жизненный путь и творчество А.С. Макаренко………………….….5

3. Педагогическая система А.С. Макаренко……………………………8

4. Заключение……………………………………………………………10

5. Список использованных источников и литературы………………..11

 

 


 

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

А. С. Макаренко








Введение

Официальная педагогика 1920-1930 гг. декларировала амбициозный идеал – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Однако за подобной формулировкой скрывались определенные идеологические и прагматические цели. Ведущим направлением официальной педагогики был перевод на язык воспитания и обучения марксистско-ленинской доктрины, политики коммунистической партии. Основными принципами педагогики провозглашались коммунистическая партийность, культ вождя. В эти годы официальную педагогику представляли прежде всего А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н, Покровский.

По сути, официоз стремился к подавлению плюрализма педагогических идей и концепций. Так, в 1936 году вышло постановление «О педагогических извращениях в системе Наркопросов», которое положило начало преследованиям и разгрому ученых-педагогов, а отечественная педагогика с тех пор стала практически отрезанной от мирового педагогического сообщества. Была сформулирована официальная концепция взаимозависимости воспитания, этнокультурного многообразия и общенациональной культуры в виде развития «национальных по форме, социалистических по содержанию». Однако концепция шла в противоречие с реальностью – в советском обществе доминировали идеи ассимиляции и предложения о сглаживании различий, ведения к упрощению.

Несмотря на давление официоза, советская педагогика не превратилась в идейный марксистский монолит, благодаря ряду выдающихся педагогов, чьи идеи шли вразрез партийным установкам о воспитании молодого поколения. Одним из ярких примеров служит выдающийся педагог и писатель Антон Семенович Макаренко, который творчески переосмысли классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов А. С. Макаренко распространялся не только на теорию и организацию воспитания, но и на вопросы методологии педагогики. Именно он заложил основы теории и методики воспитания не в виде догадок и прозрения по отдельным вопросам, а как целостной, экспериментально проверяемой науки.

В то же время, как показывает историография, в официальной педагогической теории СССР образ Макаренко после его смерти был канонизирован с приданием ему схоластических черт классика марксистской педагогики. В научной литературе его творчество представлялось односторонне, эксперименты механически переносились в практику массовой советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений, а издания трудов выходили со значительными исправлениями, комментарии к ним носили ярко выраженный идеологический характер.

 


 


Жизненный путь и творчество А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился в 1888 году в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего, старшего маляра Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Окончив в 1904 году городскую школу в Кременчуге, а в следующем году – одногодичные педагогические курсы, Антон Семёнович получил звание учителя народных училищ и право преподавать в двухклассных училищах. Свою педагогическую деятельность А.С. Макаренко начал учителем русского языка, рисования и черчения в Крюковском, а затем в Долинском железнодорожном училище, из которого в последствие выйдет много большевиков.

Чтобы продолжить педагогическое образование, Антон Семёнович поступает в октябре 1914 года в Полтавский учительский институт. Однако в сентябре 1916 года ученье пришлось прервать из-за призыва в действующую армию, где А.С. Макаренко служил ратником ополчения второго разряда 27-й пешей Воронежской дружины. Уже в марте 1917 года А.А. Макаренко будет демобилизован из армии по слабости зрения. В этом же году он окончит институт с отличным аттестатом, золотой медалью и выдающейся характеристикой и с тех пор целиком посвятит себя педагогическому труду.

В первые годы Советской власти А.С. Макаренко работал инспектором высшего начального железнодорожного училища в Крюкове, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. «В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе...» – такими словами начинается художественно-документальная «Педагогическая поэма». Это событие получило огромное значение для всей дальнейшей судьбы А. С. Макаренко: его назначили на пост заведующего полтавской колонией для правонарушителей, которой позже было присвоено имя Максима Горького. Многое приходилось Макаренко решать наново - опыта и традиций в области работы с беспризорными детьми накоплено было мало.

С 1922 года учился в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса, но вынужден был оставить учёбу из-за сложности её совмещения с работой в колонии. А с 1927 по 1935 гг. по приглашению ГПУ УССР работал в детской трудовой Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом (с 1928 заведующий коммуной, с 1932 начальник педагогической части).

С 1930-х годов А. С. Макаренко все больше оказывается отстраненным от педагогической практики и преимущественно посвящает себя научному и писательскому труду. Еще в 1914 году А.С. Макаренко написал свой первый рассказ «Глупый день» и направил его М. Горькому, но получил отрицательный отзыв. Однако в последствие их пути снова пересекутся и А. С. Макаренко так отзовется о нем так: «Максим Горький сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни. А я был просто «народным учителем», и в моей работе нельзя было обойтись без Максима Горького». М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. С. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

В последствие перу А.С. Макаренко будут принадлежать труды, ставшие классикой педагогического сочинения: «Марш тридцатого года» (1930), «Книга для родителей» (1936-1937), «Флаги на башнях» (1938) и др.

Самым знаменитым произведением станет роман-поэма «Педагогическая поэма» (1927-1935), в которой раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького и коллектива горьковцев (1920 — 1928 гг.). Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в ходе длительной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А. С. Макаренко за высококультурную личность, нравственно-светлую, с развитым чувством долга и чести.

Чёткая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на воспитание достойного гражданина Отечества, позволили добиться положительного результата, когда, по словам Макаренко, «в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины» рождалась новая педагогика. В горьковском трудовом воспитательском коллективе взрослых и детей объединяли прежде всего учёба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определённый стиль («дух») колонии: мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного достоинства, ощущение своей страны и многое другое.

1 апреля 1939 года А.С. Макаренко умер в возрасте 51 года от тяжелой болезни сердца. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: