А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда, по мнению А.С. Макаренко, положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Таким образом, узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.
|
|
Коллектив всегда должен жить активной жизнью, стремиться к поставленной цели, требующей усилий и труда. Педагог же должен уметь вовлечь всех воспитанников в общий процесс коллектива. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».
А.С. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка: «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых». Кроме того, важная роль в жизни коллектива отводилась игре.
А.С. Макаренко выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.
Согласно системе А.С. Макаренко, во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой. Разработанная им система производственного обучения дополнялась широкой сетью кружков, секций, развлечений, экскурсий, а также свободной универсальной мастерской, называемой «Коммунарским Союзтрансом».
|
|
Макаренковская педагогика с самого своего возникновения встречала упорное сопротивление именно в научно-педагогических кругах, а также со стороны образовательного начальства, что описано в его «Педагогической поэме» и других работах. Концепция трудовой школы вызвала серьезные возражения у педагогов традиционного толка, они полагали, что умственное воспитание в таком случае отходит на задний план.
Созданная А.С. Макаренко педагогическая система не вписывалась в общегосударственную сталинскую систему воспитания людей. Горьковцы и дзержинцы, получившие навыки демократизации и самоуправления, стали «не нужны» Сталину, а Макаренко был вынужден уйти сперва из колонии, затем из коммуны и уехать в Москву.
Заключение
Выдающиеся достижения в области воспитания молодёжи выдвинули А. С. Макаренко в число известнейших деятелей русской и мировой культуры и педагогики.
В педагогическую науку А. С. Макаренко пришел как блестящий практик. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую, по сути, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.
Практика показывала, что те школьные администраторы и воспитатели, которые творчески применяли наследие Макаренко и учитывали его мысль о необходимости развития воспитательной системы, добивались успехов.
Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, — социальную педагогику, педагогическую психологию и др.
Свои педагогические взгляды и опыт А.С. Макаренко выразил в многочисленных произведениях. Вышедшая в свет в 1934 — 1937 гг. «Педагогическая поэма» неоднократно издавалась и была переведена на многие языки. Кроме писательского наследия А.С. Макаренко, существует ряд художественных и документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству педагога: «Педагогическая поэма» (1955), «Флаги на башнях» (1958), «Большие и маленькие» (1963), "Традиции Макаренко", "Макаренко. Принцип перспективы" и т.д.
Список использованных источников и литературы:
1. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская – М., 2003.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для вузов / А. Н. Джуринский. М., 2020.
3. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. М., 2006.
4. Гликман И.З. Живая педагогика Макаренко к 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко// «Инновации в образовании». – 2018.- №3.
5. Лукин Ю. Б. Два портрета. А. С. Макаренко. М. А. Шолохов. Критико-биографические очерки. М., 1975.
6. Жураковский Г. Е. Педагогические идеи Макаренко. М., 1963.
Для реферата и презентации также использовались следующие электронные ресурсы:
1. Сайт, посвящённый А.С. Макаренко: http://www.makarenko.edu.ru/
2. Сайт Педагогического музея А.С. Макаренко (г. Москва): http://makarenko-museum.ru