Педагогическая система А.С. Макаренко

А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.

Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда, по мнению А.С. Макаренко, положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Таким образом, узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Коллектив всегда должен жить активной жизнью, стремиться к поставленной цели, требующей усилий и труда. Педагог же должен уметь вовлечь всех воспитанников в общий процесс коллектива. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

А.С. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка: «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых». Кроме того, важная роль в жизни коллектива отводилась игре.

А.С. Макаренко выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Согласно системе А.С. Макаренко, во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой. Разработанная им система производственного обучения дополнялась широкой сетью кружков, секций, развлечений, экскурсий, а также свободной универсальной мастерской, называемой «Коммунарским Союзтрансом».

Макаренковская педагогика с самого своего возникновения встречала упорное сопротивление именно в научно-педагогических кругах, а также со стороны образовательного начальства, что описано в его «Педагогической поэме» и других работах.  Концепция трудовой школы вызвала серьезные возражения у педагогов традиционного толка, они полагали, что умственное воспитание в таком случае отходит на задний план.

Созданная А.С. Макаренко педагогическая система не вписывалась в общегосударственную сталинскую систему воспитания людей. Горьковцы и дзержинцы, получившие навыки демократизации и самоуправления, стали «не нужны» Сталину, а Макаренко был вынужден уйти сперва из колонии, затем из коммуны и уехать в Москву.

 


 


Заключение

Выдающиеся достижения в области воспитания молодёжи выдвинули А. С. Макаренко в число известнейших деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

В педагогическую науку А. С. Макаренко пришел как блестящий практик. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую, по сути, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.

Практика показывала, что те школьные администраторы и воспитатели, которые творчески применяли наследие Макаренко и учитывали его мысль о необходимости развития воспитательной системы, добивались успехов.

Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, — социальную педагогику, педагогическую психологию и др.

Свои педагогические взгляды и опыт А.С. Макаренко выразил в многочисленных произведениях. Вышедшая в свет в 1934 — 1937 гг. «Педагогическая поэма» неоднократно издавалась и была переведена на многие языки. Кроме писательского наследия А.С. Макаренко, существует ряд художественных и документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству педагога: «Педагогическая поэма» (1955), «Флаги на башнях» (1958), «Большие и маленькие» (1963), "Традиции Макаренко", "Макаренко. Принцип перспективы" и т.д.


 

Список использованных источников и литературы:

1. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская – М., 2003.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века: учебник для вузов / А. Н. Джуринский. М., 2020.

3. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. М., 2006.

4. Гликман И.З. Живая педагогика Макаренко к 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко// «Инновации в образовании». – 2018.- №3.

5. Лукин Ю. Б. Два портрета. А. С. Макаренко. М. А. Шолохов. Критико-биографические очерки. М., 1975.

6. Жураковский Г. Е. Педагогические идеи Макаренко. М., 1963.

Для реферата и презентации также использовались следующие электронные ресурсы:

1. Сайт, посвящённый А.С. Макаренко: http://www.makarenko.edu.ru/

2. Сайт Педагогического музея А.С. Макаренко (г. Москва): http://makarenko-museum.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: