Принципы составления программы социологического исследования

12. Любое исследование, в том числе и социологическое, должно соответствовать принципам научности – диалектике.

Принципы социологического исследования – это определенные правила, которым следует социолог проводящий исследование. Наиболее главными принципами являются: принцип объективности, системности, конкретности и критичности

Принцип объективности – это научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности информации, с которой ему нужно работать. В любом исследовании социолог должен стремиться к объективности, преодолению любых субъективных мнений, которые могут повлиять на достоверность результатов социологического исследования. Данный принцип настраивает исследователя на осознанное понимание того, что нужно отбросить устоявшиеся устаревшие взгляды, свои симпатии или антипатии, стереотипы. Принцип системности. Данный принцип позволяет раскрыть целостность объекта социологического исследования, учитывая все его характеристики. Мало сформулировать объект исследования, но ещё нужно правильно разбить его на логические элементы и свести данные элементы в общую целостную систему. Чем сложнее объект исследования, тем больше он имеет элементов. Принцип конкретности заключается в том, что исследователь может изучать социальные процессы в их конкретном проявлении (национальном, возрастном, региональном). Любой социологический процесс должен рассматриваться с учётом неповторимости его содержания, места и времени его развития. Принцип критичности – это научный принцип, который даёт понимание того, что в науке нет и быть не может окончательных истин. Любое социологическое исследование должно поддаваться проверке. Если во время повторных исследований обнаруживается несоответствие реальной информации, выводы, которые были ранее, могут пересматриваться.

Функции программы: теоретико- методологическая, методическая, организационно- тезнологическая.

13. Теоретико-методологическая. Выясняет научную проблему, фиксирует исходное представление об объекте исследования, намечает пути разрешения проблемы. Формулирует цели и задачи исследования. Устанавливает положение данного исследования относительно параллельно выполняемым или выполненным исследованиям по подобной проблеме. Обеспечивает междисциплинарные связи с другими науками, изучающими человека и общество. Методическая. Определяет способы сбора эмпирических данных, анализа и описания результатов исследования. Разрабатывает логический план исследования, процедура исследования, проводит сравнительный анализ полученных ранее результатов подобных исследований. Организационная. Планирует научную исследовательскую деятельность, предполагает результаты по каждому этапу исследования, обеспечивает контроль за ходом исследования, регулирует деятельность исследовательского коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: