Материал. Логические блоки, две игрушки.
Содержание
Перед детьми — две игрушки, например Винни-Пух и Пятачок. Педагог рассказывает: «Друзья пришли в гости к умному Кролику. Кролик предложил им конфеты (конфеты — блоки), но сказал, что они смогут съесть их лишь тогда, когда разделят между собой следующим образом: Винни-Пуху — все желтые, а Пятачку — все прямоугольные». Педагог предлагает детям помочь Винни-Пуху и Пятачку разделить конфеты. Сначала он выясняет, запомнили ли дети условие задачи (для того, чтобы дети не забыли условие, можно рядом с игрушками поместить карточки с обозначениями указанных свойств).
Затем определяется, куда следует класть конфеты, которые подходят и Пятачку, и Винни-Пуху (в коробку, расположенную между ними), а также конфеты, которые никому не подходят (в ведерко, стоящее в стороне от игрушек).
Дети раскладывают блоки. Затем педагог предлагает им проверить, правильно ли решена задача (разделены конфеты), а также найти и исправить ошибки (если они были совершены). С целью проверки педагог спрашивает:
- У Винни-Пуха все желтые блоки?
- У Пятачка все прямоугольные блоки?
Дети, как правило, быстро находят «ошибочные» блоки и начинают перекладывать их от Винни-Пуха к Пятачку и обратно. Однако после нескольких перемещений они приходят к выводу: если блок одновременно и прямоугольный, и желтый, то он подходит и Винни-Пуху, и Пятачку, а значит, его место — в коробке.
В завершение педагог просит детей назвать каждую группу блоков и место ее расположения. Он задает следующие вопросы.
1. Какие блоки оказались общими? (Желтые и прямоугольные.)
2. Какие блоки попали к Винни-Пуху? (Все желтые и не прямоугольные.)
3. Какие блоки попали к Пятачку? (Прямоугольные и не желтые.)
4. Какие блоки ни к кому не попали? (Не желтые и не прямоугольные.)
Иногда дети указывают в ответах лишь одно из двух свойств. Например, они говорят: «У Пятачка все прямоугольные блоки». В этом случае педагог обращает их внимание на то, что общие блоки тоже все прямоугольные, и просит назвать блоки Пятачка так, чтобы их нельзя было спутать ни с какими другими.
Сначала правила разбиения блоков называет взрослый, затем — сами дети. При каждом повторном упражнении меняются свойства — основания разбиения блоков. Например, требуется разделить конфеты так, чтобы:
- у Винни-Пуха оказались все круглые, у Пятачка — все синие;
- у Винни-Пуха — все треугольные, у Пятачка — все красные;
- у Винни-Пуха — все синие, у Пятачка — все квадратные и т. п.
Важно ввести правило: если кто-то замечает ошибку, он говорит: «Стоп!», и исправляет ее. Это значительно повысит внимание детей, будет способствовать развитию взаимоконтроля.
В ходе практического решения задачи с целью развития доказательности мышления педагог просит детей объяснять, почему они располагают свои блоки в том или ином месте.
С целью стимулирования логических операций детям предлагается ответить на следующие вопросы.
- Каким должен быть блок, чтобы он попал сразу и к Винни-Пуху, и к Пятачку? (Желтым и прямоугольным.)
- Каким должен быть блок, чтобы он попал лишь к одному из друзей? (Желтым или прямоугольным.)
- Каким должен быть блок, чтобы он не попал ни к Пятачку, ни к Винни-Пуху? (Не желтым и не прямоугольным.)
Если с первой попытки дети не смогут ответить на вопросы, не давайте ответы за них. Они сами сделают это, выполняя следующие упражнения.
Можно предложить детям задачи и с такими условиями:
- Винни-Пуху — все круглые блоки, Пятачку — все синие;
- Винни-Пуху — все квадратные блоки, Пятачку — все толстые;
- Винни-Пуху — все большие блоки, Пятачку — все прямоугольные и т. п.
Повторяя упражнение, взрослый меняет игрушки, игровые задачи и действия, наделяет блоки другими образами.
Упражнение можно организовать и как игру с двумя обручами. На пол кладутся два разноцветных пересекающихся обруча (рис. 37). Сначала дети выясняют, сколько получилось мест (четыре); прыгают на любое из них и говорят, где оно находится:
1— внутри обоих обручей;
2— внутри красного, но вне синего;
3— внутри синего, но вне красного;
4 — вне обоих обручей.
Затем взрослый наделяет обручи и блоки образами и предлагает игровые задачи. Правила разбиения блоков формулируют сами дети. Решая задачу, они раскладывают блоки; проверяют, все ли блоки находятся на своих местах; называют свойства каждой группы блоков.
Приложение. Рисунки.
Рис 1.
Рис 2.
Рис 3.
Рис 4.
Рис 5 В, Г
Рис 6.
Рис 7.
Рис 8.
Рис 9 (1)
Рис 9 (2)
Рис 10.
Рис 11.
Рис 12.
Рис 13.
Рис 14.
Рис 15.
Рис 16.
Рис 17.
Рис 18.
Рис 19.
Рис 20.
Рис 21.
Рис 22.
Рис 23.
Рис 24.
Рис 25.
Рис 26.
Рис 27.
Рис 28.
Рис 29.
Рис 30.
Рис 31.
Рис 32.
Рис 33
Рис 34.
Рис 35.
Рис 36.
Рис 37.