Творчество К. И. Чуковского для маленьких

Открывателем нового направления в детской послеоктябрьской литературе стал Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Настоящее имя Николай Корнейчуков. Его первые статьи появились в 1901 году, и с этого времени началась непрекращающаяся интенсивная жизнь Чуковского – критика, публициста, лингвиста, переводчика,

исследователя русской литературы второй половины XIX в. Много времени он отдал разысканию и публикации полного Некрасова, работа завершилась книгой «Мастерство Некрасова» (1952).

С особенной любовью Чуковский относился к созданию сказок и стихотворений для детей – по существу, «детского эпоса». Он стремился узнать и понять мир ребенка. Корней Иванович писал: «Наши дети для нас незнакомцы. Мы видим их урывками, на лету. Словно в сумасшедшем трамвае мы проносимся мимо детей – в вихре всяческих дел и хлопот».

 Попытка ответить на это ставшее привычным неуважение к ребенку привела Чуковского к решению «Уйти в детвору», как некогда «уходили в народ», к необходимости почти порвать с миром взрослых и «водиться лишь с трехлетними ребятишками». Как писала о нем его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, «сам он, во всем своем физическим и душевном обличье, был словно нарочно изготовлен природой по чьему-то специальному заказу “для детей младшего возраста” и выпущен в свет тиражом в один экземпляр».

Чуковский был убежден: все дети «в возрасте от двух до пяти лет верят и жаждут верить, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья».

 Необычайную значимость он придавал детскому смеху. «Этот смех лучшее доказательство, что дети реалисты: смех – это результат их «жизненного опыта, утверждения себя в этом опыте».

Писатель был убежден, что художественный образ, особенно если ему придана стихотворная форма, есть «наиболее могучий рычаг педагогики раннего возраста», он определил и главную творческую задачу: помогать утверждаться детскому оптимизму, средствами поэзии открывая путь к радостным эмоциям, к яркой и ритмической словесной игре, к проявлению заложенного в ребенке творческого начала.

На основании этих глубоких исследований Чуковский создал книгу, аналогов которой, вероятно, нет: «От двух до пяти». В этой книге, построенной на фактическом материале, автор задался целью художественного исследования умственной и психической жизни ребенка. Особенно его интересует здесь проблема речевого развития: автору книги представляется, что овладение речью является «одним из величайших чудес детской психической жизни». Этот свой тезис Чуковский проверяет и доказывает на множестве интереснейших и убедительных примеров. В главах «Неосознанное мастерство», «Величайший труженик» Чуковский связывает неосознанные открытия ребенка с народной этимологией, а эта глубинная связь, в свою очередь, ведет ребенка к самому главному: к «завоеванию грамматики». В постижении растущим человеком грамматики Чуковского интересует все: и подражание взрослым, и разногласия с ними, когда возникает свой вариант, поражающий неопровержимой логикой («– Пойдем в этот лес заблуждаться»). Или, когда выясняется, что баран – он, а овца – она, появляется естественная поправка: почему «папа – он?» Или: «- Мама, утки утьком идут! – Гуськом. – Нет гуси –гуськом, а утки – утьком.»

 

В главе «Как дети слагают стихи» Чуковский на примере влечения ребенка к рифме создает

своеобразный поэтический кодекс, названный им «Заповеди для детских поэтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: