1. Гост 17522-72 Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200018430
2. ГОСТ 17619-89 Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200018431
3. ГОСТ 12694-90 Изделия трикотажные бельевые для детей новорождённых, ясельного и дошкольного возраста. Размерные признаки для проектирования одежды: http://allgosts.ru/61/020/gost_12694-90
4. http://t-stile.info/ - библиотека легкой промышленности: книги, журналы, статьи, справочники и др.
5. http://www.osinka.ru/ - Интернет-журнал "Осинка" - зарегистрированный электронный СМИ.
6. http://welltex.ru/shveinaya-furnitura - сайт компании Веллтекс - поставщика швейного оборудования, швейной фурнитуры и тканей.
При подготовке и выполнении лабораторных работ, оформлении отчетов по ним обучающимся необходимо пользоваться следующим учебным пособием: Е.Б. Кобляковой Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР Учебное пособие для вузов. ‒ 2-е изд., Е.Б. Коблякова, А.И. Мартынова, Г.С. Ивлева и др. ‒ Под ред. Е.Б. Кобляковой. перераб. и доп. ‒ М.: Легпромбытиздат, 1992. ‒ 320 с.
|
|
В лабораторном практикуме даны методические указания к выполнению лабораторных работ по конструированию одежды с применением САПР. Освещены основные вопросы контроля качества одежды.
РАЗДЕЛ 3
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Определение и обоснование целей учебного процесса
Цель – приобретение и овладение учащимися знаниями и умениями данных профессиональных компетенций (П.К 1.1. ‒ ПК 1.5.)
ПК 3.1. ‑ Выполнять раскладку лекал на материале
ПК 3.2.‑. Выкраивать детали изделий
ПК 3.3.‑. Контролировать качество раскладки лекал и выкроенных деталей
• Формирование у обучающихся творческой инициативы и предприимчивости при ведении диалога с заказчиком, на репродуктивном уровне;
• Совершенствование навыков и мастерства обучаемых при выполнении работ по приему заказов: подбору моделей одежды с учетом индивидуальных особенностей фигуры, образа и характера заказчика, на уровне применения;
• Совершенствование умения оформлять паспорт заказа, на уровне применения.
Воспитательная цель:
• Способствовать воспитанию положительной мотивации к профессии;
• Добросовестного отношения к труду, устойчиво интереса к профессии, культуры труда;
• Воспитание эстетического вкуса, применяемого в создании внешнего облика человека.
Развивающая цель:
• Развитие новых форм самоуправления, оказание помощи в реализации услуг населению;
• Развитие навыков творческого мышления, профессиональной интуиции;
• Развитие умения планировать и организовывать трудовую деятельность, анализировать результаты своей работы, работать в команде;
|
|
• Развитие профессиональной мобильности, навыков контроля и
самоконтроля, самостоятельности.
• Развитие навыка самостоятельного нахождения решения, опираясь на практический опыт, умения и знания о законах композиции костюма и о модных тенденциях.
Выбор методов обучения
Методы обучения ‒ это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (К.К. Бабанский).
Методы обучения многочисленны и имеют множественную
характеристику, в связи с этим их классифицируют но нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный метод (беседа, лекция), наглядный (демонстрация презентации, показ), практический (лабораторная работа).
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый.
3. По основным компонентам деятельности:
- метод организации и осуществления учебной деятельности (используются словесный, наглядный, практический, репродуктивный, самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя);
- метод контроля и самоконтроля (в ходе работы используются устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный, итоговый).
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (показательный, диалогический, алгоритмический и программированный).
На этапе организационного периода планируем использование метода стимулирования и мотивации учеников, в рамках этого проанализируем и приведем пример работы с техническим средством обучения, таким как, компьютерная программа САПР, которая покажет обширный и интересный кругозор новых познаний, не заключённых в рамки ФГОС;
- при изложении учебного материала будем использовать словесный (лекция, затем беседа) и наглядный методы (презентация, показ), учебно-познавательную деятельность обучающихся организуем с применением репродуктивного и частично-поискового методов;
- в процессе учебного занятия используем методы контроля в виде письменного самоанализа и устного контроля преподавателя.
Выбор форм теоретического обучения (или учебной практики)
Данный урок был разработан по типу практического урока.
1) По основной дидактической цели: закрепление учащимися пройденного материала, усвоение нового материала и применение его на практике.
2) По основному способу их проведения: смешанный (урок закрепления изученного и урок применения знаний и умений).
3) По основным этапам учебного процесса: смешанный (применение приобретённых знаний на практике и формирование новых навыков.
Разработка плана - конспекта урока
План-конспект урока ‒ результат методической деятельности педагога профессионального обучения, в котором представлены все этапы педагогического проектирования и организации учебной деятельности на примере одного из занятий.
В ней необходимо указать основные операции, осуществляемые
педагогом и обучающимися на каждом этапе формирования знаний, умений и навыков, основные используемые принципы и приемы педагогики.
План-конспект урока
Профессия: «закройщик».
Тема ПМ: Раздел 1 ПМ 03. «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий»
Тема: МДК «Раскладка лекал и выкраивание деталей»
Тема урока: Рскрой юбки на подкладке по лекалам с учетом припусков.
Тип урока: по изучению трудовых приемов и операций.
Цель урока: Сформировать у учащихся ПК 3.1. Выполнять раскладку лекал на материале ПК 3.2Выкраивать детали изделий. ПК 3.3 Контролировать качество раскладки лекал и выкроенных деталей.
|
|
Задачи урока:
-обучaющая: сформировaть у учaщихся умения и навыки раскладки лекал и выкраивание деталей кроя.
-развивающая: развить у обучающихся первоначальные навыки в выкраивания деталей с учетом всех особенностей, способствовать развитию у обучающихся самоконтроля имышление.
-воспитательнaя: воспитать оргaнизованность и дисциплинированность, сaмостоятельность в трудовой деятельности, ответственность за рaциональное использование рaбочего времени.
Методы обучения:
- словесный – рaссказ-беседa при объяснении новой темы;
- нaглядный – демонстaрация нaлядных пособий (методические рекомендации и деталировку деталей, презентация);
- прaктический – выкраивание деталей кроя юбки и подкладки .
Межпредметные связи: Предложены в Приложении В
Дидактическое обеспечение занятия:
1. Комплексное учебно-методическое обеспечение модуля (нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы).
2. Наглядные пособия (плакаты, схемы, инструкционные таблицы).
Методическое оснащение занятия:
1. Павлова С. В. П.121. Основы прикладной антропологии и биомеханики: Учебно-методическое пособие/ВСГТУ – Улан – Удэ, 2005. ‒ 80с.
2. Лабораторный практикум по конструированию одежды. М.: Легкая индустрия, 1994. ‒ 320 с.
3. ЦОТШЛ. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Основы конструирования плечевых изделий. Части 1 и 2. М.: ЦБНТИ, 1988. ‒ 120 с.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Основная:
Рогов П.И., Конопальцева Н.М. Конструирование женской одежды для индивидуального потребителя. М.: Академия, 2004. – 400 с.
Дополнительная:
1. Композиция костюма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилов, Д.Ю. Ермилов и др. ‒ М.; Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.
2. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для НПО/Галина Алексеевна Крючкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384с.
|
|
3. Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: Экомо; Саратов Фаворит Букс, 2010. – 320с.
4. Тухбатуллина Л. М., Итальянский костюм. Искусство кроя. Под.ред.: Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А., Абуталипова Л.Н. Изд.: Произдат, 2005. – 152 с.
5. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды. М.: Форум 2003. – 480 с.
6. Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя. – М: Форум: Инфра – М, 2005. – 432 с.
7. Шершнева Л.П.. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. М.: Легкая индустрия, 1980. – 232 с.
8. Бланк А.Т., Фомина З.М. Конструирование и конструктивное моделирование женской одежды. М.: Легпробытиздат, 1990. – 252 с.
Используемая литература для преподавателя:
Основная:
Галкин И.А., Беленцев С.И., Травкина Н.Н., Канищева В.А., Ананьев А.В., Ковалева Т.Н. «Современные педагогические технологии в профессиональном образовании», 2009. – 259 с.
Дополнительная:
1. Травкина Н.Н. «Анализ и самоанализ урока теоретического или практического обучения» Учебно-методическое пособие, 2007. – 92 с.
2. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общее положения».
3. ГОСТ 22977-89. Детали швейных изделий. Термины и определения.
4. Радченко И.А. «Справочник закройщика» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Москва «Академия «2008. – 416 с.
5. Мхитарян А.С. «Дефекты одежды»: Справочник – Москва «АСТ», Донецк «Сталкер», 2008. – 383 с.
Ход занятия:
1. Организационный часть: 5 мин
- контроль явки обучающихся;
- подготовка к работе обучающихся;
- проверка ТБ.
- назначение дежурных.
2. Вводное инструктирование: 30 мин.
Цель учебной практики: Научить обучающихся выполнять правильную раскладку лекал и раскрой изделия по лекалам.
Содержание работы:
Проводится актуализация знаний учащихся по прошлой теме занятия, в виде дидактического диктанта, для закрепления пройденного материала.
Преподаватель называет измерения фигуры человека и формулы необходимые для построения конструкции, а обучающиеся на индивидуальных листках бумаги записывают условные обозначения этих мерок и прибавок каждый самостоятельно. Проверка организована следующим образом: полагаясь на их добросовестность, предложить ученикам проверить работы своих одногрупников. Обучающиеся сами выставляют оценки на листках бумаги, сдают преподавателю.
Карточки для дидактического диктанта расположены в Приложении Д.
- Объяснение новой темы.
- Выполнение практической работы.
Вопросы для подготовки к занятию:
- выбор необходимых исходных данных.
- выбор необходимых прибавок.
- выполнение предварительного расчета конструкции.
Методические указания к выполнению работы:
Обучающиеся на практическом занятии должны иметь личные инструменты и приспособления для работы: рабочие тетради, ручки, линейки, мыло, сантиметровые ленты, ножницы.
Также, если материальное оснащение учебного заведения позволяет использовать компьютеры, с заранее установленной программой по конструированию и моделированию швейных изделий.
Инструктаж по ОТ:
- ознакомление с ТБ;
-проверка рабочего места;
- проверка исправности оборудования и инструментов.
3. Текущее инструктирование: 5ч.
Преподаватель показывает, как с помощью выбора одной и методик конструирования создаются лекала и правильное расположение и соблюдение долевой нити, перенос конструктивных линий и расположение надсечек, проверка возможных дефектов и нюансы определённыхтканей. Обучающиеся могут задавать вопросы преподавателю.
Обучающимся необходимо внимательно изучить последовательность выполнения работы.
К самостоятельной работе обучающееся могут приступить после того, как все изучили. Начинается изготовление лекал перенос конструктивных линий и надсечек, раскрой юбки на подкладке. У каждого обучающегося должны быть свои инструменты и приспособления для выполнения задания.
Преподаватель осуществляет текущий контроль за работой обучающихся, поощряет, дает замечания по необходимости. Если возникают затруднения или общие ошибки в работе, то целесообразно остановить упражнения и ещё раз показать правильные приемы построения конструкции.
Преподаватель напоминает, что от правильности и точности выкраивания деталей кроя зависит качество конструкции изделия, посадки его на фигуре заказчика.
Практическая работа проводится в виде раскладки лекал на миллиметровой бумаге с учетом всех особенностей и соблюдение долевой нити.
Проверка практической работы выполняется преподавателем, используя пятибалльную систему контроля знания:
«5» ‒ все детали кроя расположены правильно, соблюдена долевая нить перенесены все контрольные точки и надсечки, работа выполнена предельно аккуратно и чисто с учетом всех особенностей ткани. работа выполнена в полном объёме
«4» ‒ все детали кроя расположены правильно, но не перенесены контрольные линии и надсечки. Работа выполнена в полном объеме.
«3» ‒ лекала расположены правильно но не соблюдена долевая нить, что является грубой ошибкой, работа выполнена небрежно.
«2» ‒ не соблюдена долевая нить, не перенесены контрольные линии и надсечки, работа выполнена неаккуратно и в неполном объёме.
Практическая работа выполняется с помощью:
• миллиметровой и цветной бумаги;
• карандашей, ножницы и клей
С помощью такого проведения практической работы, обучающиеся лучше усваивают главную цель практического занятия в виде такой компетенции как: ПК 3.1. Выполнять раскладку лекал на материале.
Также во время выполнения практической работы учащиеся развивают обстрактно-логическое мышление, идут в одну ногу с современными технологиями обучения.
Для расширения профессиональных знаний, возможно показать обучающимся как работают специальные программы по конструированию и моделированию швейных изделий.
Обучающимся демонстрируется и практикуется способ введения размерных признаков в компьютерную программу. Затем преподавателем разрабатывается базовая конструкция на размерные признаки заказчика.
Это метод обучения даёт обучающимся возможность расширить кругозор профессиональных знаний за рамки учебной программы. Что позволяет привлечь и заинтересовать учащихся о дальнейшем развитие профессиональных компетенций.
4. Заключительное инструктирование: 10 мин.
Преподаватель подводит итоги работы. Объявляет о достижении цели урока, отмечает положительные результаты, может обратить внимание на недостатки и ошибки, чтобы в дальнейшем их избежать. По-возможности выставляет оценки. Если работ много или они сданы перед самым подведением итогов, то возможно объявить оценки на следующем уроке после проверки отчетов.
5. Подведение итогов занятия: 10 мин.
Проводится подъитоживание практического занятия, выполняется закрепление используемых знаний и дальнейшее их использование на других МДК и в жизни.
Данное практическое занятие имеет огромное значение для формирования профессиональных компетенций молодых закройщиков.
Правильное выкраивание с соблюдением всех особенностей деталей кроя может обеспечить хорошую посадку на фигуре Нужно добиться абсолютно правильных и точных трудовых приемов обучающимися в рамках их профессиональной деятельности.
На следующих курсах обучения в период изучения других профессиональных модулей полученные умения будут востребованы. Закрепить умения и превратить их в практический опыт возможно в период практики сначала в учебных мастерских, затем на производстве.
6. Выдача домашнего задания: 2 мин
Преподаватель объявляет тему следующего урока – практического занятия «Расчет и построение чертежа основы прямой юбки на фигуру с отклонениями от типовой», на котором будет произведена работа по анализу правильности снятых измерений, а также сделаны выводы по телосложению и типу фигуры заказчика.
Преподавателем объявляется самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
- повторить изученный материал;
- повторить изученный материал по типологии фигур.
Преподаватель _______________________
Ф.И.О. (подпись)
Результатом выполненной курсовой работы становятся разработанные: рабочий учебный план, рабочая программа профессионального модуля, перспективно-тематический план по одной из тем междисциплинарного курса; план урока и план-конспект урока и средства обучения. План урока представлен в приложение Е
Выводы
В ходе выполнения курсового проекта была поставлена и выполнена главная цель ‒ формирование умений, использования системы психолого-педагогических и методических знаний студента по решению актуальных прикладных методических проблем.
Эта цель была решена по выполнению следующих задач:
• углубления и систематизации теоретических знаний в области методики профессионального обучения;
• изучения передового методического опыта по разработке и конструированию занятий в системе НПО и СПО;
• овладения дидактико-методической группой умений по основам профессиональной деятельности педагога;
• освоения методики педагогического исследования.
Также была изучена документация, используемая в профессиональном обучении:
- ФГОС (федеральный государственный стандарт), в котором отображены все запланированные стандарты для профессионального обучения. На основе ФГОС разрабатывается остальная документация;
- Учебный план, в этом документе отображён состав изучаемых дисциплин и отведённое на них время в часах и распределение этих часов на обучающиеся недели;
- Рабочий учебный план, разрабатывается для конкретной учебной организации с учётом выбранной специализации и федеральных государственных стандартов;
- Рабочая программа, составляется для конкретного профессионального модуля, в котором отображаются разделы и темы занятий, также прописано отведённое время на их изучение.
Рассмотрели объекты профессиональной деятельности выпускников по профессии «закройщик».
Провелиметодический отбор содержания темы междисциплинарного курса (МДК) 03.01. «Раскладка лекал и выкраивание деталей», который обусловлен принципом развития высшего педагогического образования и принципами инновационного развития.
Проанализировали источники информации МДК «Раскладка лекал и выкраивание деталей», которые показали, какие учебные пособия подходят для определённых тем МДК «Раскладка лекал и выкраивание деталей»
Выполнили дидактическое проектирование учебного материла, в котором отобразили главную дидактическую цель и также обучающую, воспитательную, развивающую. В этом разделе были отображены используемые методы обучения на проектируемом уроке.