Инновационный подход к изучению тел вращения в начальной школе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

( ВлГУ )

                                                     Кафедра

« Педагогики и психологии дошкольного и начального образования »

                                     

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Методика преподавания математики в начальных классах»

На тему: «Развитие пространственных представлений и пространственного воображения у дошкольников и младших школьников.»

                                                    Выполнил:

                                                     студентка группы ЗНОЛу-117

                                                Коробова О.В.

                                                Проверил:

                                                Болотова Т.В.

 

                                        

                                        Владимир,2020

 

План

 

Введение......................................................... 3

1. Инновационный подход к изучению тел вращения в начальной школе... 4

2. Схема изучения геометрических фигур в начальной школе............ 8

3. Изучение трехмерных геометрических фигур в начальной школе...... 12

4.Традиционные и интегрированные программы с использованием геометрического материала в начальной школе....................... 17

Заключение..................................................... 23

Список литературы............................................... 24

Введение

Согласно государственным стандартам обучения в начальных классах общеобразовательной школы одной из целей начального математического образования является формирование у младших школьников достаточно полной системы пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. Эта цель последовательно реализуется путем решения следующих задач:

· формирование геометрических представлений об образах геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами и их элементами;

· выработка практических умений и навыков в измерениях и построении простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов;

· развитие пространственных представлений, воображения и пространственного мышления учащихся;

· обогащение математического словарного запаса, развитие речи учащихся.

Проанализируем инновационные подходы к изучению тел вращения в начальной школе, а также наиболее распространенные в настоящее время программы начального курса математики с целью выявления элементов их общности и различия в содержании и методических подходах ознакомления младших школьников с трехмерными геометрическими фигурами.

 

Инновационный подход к изучению тел вращения в начальной школе

 

Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами.

На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников, является одной из самых актуальных.

Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе математике, географии, черчению, трудовому обучению. Кроме того, уровень развития пространственного мышления лучше рассматривать как существенный показатель общего интеллектуального развития.

Поэтому уже в начальной школе необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного вида мышления. «Геометрия для младших школьников» под редакцией В.А. Панчинщиной является пропедевтическим курсом геометрии. Цель этого курса, с одной стороны, – создание запаса геометрических представлений, с другой стороны, – максимальное развитие познавательных способностей учащихся. Знания, полученные при изучении этого курса, в дальнейшем обеспечивают основу для формирования геометрических понятий, идей, методов, включенных в базисный план всего школьного курса геометрии.

При изучении курса «Геометрия для младших школьников» основным элементом знания и «научным» ориентиром познавательной деятельности школьников является понятие геометрической фигуры. Выбор геометрической фигуры в качестве определяющего эталона процесса познания обусловлен особенностями геометрии, поскольку невозможно построить процесс обучения, не учитывая характер учебной дисциплины. А специфика геометрии заключается в ее идеальном предмете.

Геометрические фигуры – это идеальные объекты, для которых в реальной действительности можно найти только хорошие прототипы. Знание детей, изучающих курс «Геометрия для младших школьников», имеет своеобразный характер, потому что его формирование предполагает как абстрактно мыслительную деятельность, так и непосредственное участие чувственных способностей детей. Причем в этом курсе большое внимание уделяется развитию пространственных представлений, т. к. они во многом определяют успешность различной деятельности при обучении в школе; развитие пространственных представлений имеет особое значение в формировании геометрического знания детей.

Поскольку углубленное и качественное изменение пространственного опыта детей связано с развитием восприятия пространства, то структура пропедевтического курса определяется переходом: а) от трехмерного пространства к двухмерному; б) от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно; в) от одной системы отсчета к другой.

Программа предусматривает изучение тем: цилиндр, конус, шар, призма, пирамида, треугольник, ромб, квадрат, графический диктант, развертка цилиндра и т. д. Преподавание ведется по учебникам серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект) «Геометрия для младших школьников» под редакцией В.А. Панчинщиной.

В учебнике «Математика, 4 класс», автор которого М.Б. Истомина [4] имеется несколько заданий, в которой используют понятия цилиндр, конус и шар. Таким образом, в 4 классе, дети, которые обучаются по программе М.Б. Истоминой, знакомятся с данными телами вращения.

Многие исследователи педагогических основ построения обучения математике в начальной школе продолжают разрабатывать программы и методики обучения, включающие изучение трехмерных тел, включая тела вращения. К ним можно отнести систему обучения, созданную под руководством академика Л.В. Занкова, в которой разработкой курса математики в начальной школе занималась И.И. Аргинская.

Интереснейшую методику преподавания геометрии для младших школьников разработал коллектив Томского университета под руководством Э.Г. Гельфмана. Материал созданного ими учебного пособия рассчитан на первый год обучения младших школьников геометрии по экспериментальной программе, содержание которой можно охарактеризовать словами «форма, фигура, развертка», «разрезание и перекраивание», «математическое вышивание» и «симметрия».

Изучение начинается с пространственных фигур, затем осуществляется переход к плоским фигурам и в дальнейшем идет одновременное их рассмотрение». Знания об объемных геометрических телах: шаре, цилиндре, конусе, призме и пирамиде – способствуют продвижению младших школьников в общем развитии, познанию ими окружающей действительности, формируют знания, навыки и умения, необходимые в практической деятельности и для продолжения обучения математике (геометрии) в следующем звене школы.

Таким образом, в учебниках младших классов по математике учащихся уже знакомят с телами вращения. При изучении тел вращения очень важно наглядно представить учащимся чертеж. На обычной доске это сделать очень сложно, но в помощь пришла интерактивная доска.

Как известно, роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно и, вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.

Для наглядного изучения темы «Тела вращения» и развития пространственного мышления и воображения учащихся, предлагается использовать интерактивную доску и ряд программ для изучения данной темы.

3ds Max (3D Studio MAX) – полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа.

Данная программа позволяет представить тела вращения в пространстве, рассмотреть подробно их сечение.

А благодаря анимации данной программы развивается пространственное воображение учащихся. Ученики уже представляют, как именно вращается тело, и как строятся сечения в телах вращения.

Microsoft PowerPoint (полное название – Microsoft Office PowerPoint) – программа для создания и проведения презентаций. Данная программа помогает также наглядно представлять тела вращения.

Как известно, часов на изучение темы «Тела вращения» очень мало, но благодаря использованию интерактивной доски как средства обучения у учащихся развивается пространственное воображение. Занятия проходят интереснее, учащиеся начинают работают творчески и становятся уверенными в себе. Презентации можно использовать и в начальной школе.

Google SketchUp 7 – программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов. По сравнению со многими популярными пакетами данный обладает рядом преимуществ, в том числе распространяется на бесплатной основе. Данный пакет очень удобен для начинающих, малознакомых с трёхмерным моделированием, людей или просто интересующихся, которым нужно учиться обращаться со сложными профессиональными инструментами. Данная программа позволяет построить тела вращения, сечение тел вращения. В отличие от 3D МАХ эта программа более простая в использовании, хотя позволяет также анимировать фигуры, как и в 3DS МАХ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: