Франчайзинг, безусловно, инновационная форма предпринимательства,поскольку участники системы вынуждены постоянно внедрять новшества,чтобы сохранить конкурентоспособность. Как только новая концепцияторговли или продвижения услуг зарекомендовала себя лучшим образом, онавызывает подражание со стороны конкурентов, и компания, не желающаяпотерять свои позиции и преимущества на рынке, должна идти на дальнейшиеинновации.
Важным составным элементом успешного внедрения франчайзингаявляется четкое и полное знание предпринимателями его сущности иразновидностей, преимуществ и недостатков, возможных рисков при егоиспользовании.
Можно выделить ряд основныхпреимуществ, которые появляются у сторон, организующих свою деятельность на основе системы франчайзинга. [2].
Преимущества для франчайзера:
● значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг и увеличениестепени контроля на рынке;
● возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях ипроведение территориального раздела рынка с целью ограниченияконкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольногозаконодательства;
|
|
● регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;
● проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства;
● возможность расширения опыта ведения бизнеса на основе использования информации о франчайзи;
● заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе и процветании, следовательно, в увеличении продаж, что в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода;
● получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источники финансирования;
● получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
● экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов, которые осуществляет франчайзи;
● экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности. [2].
Преимущества для франчайзи:
● франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений;
● франчайзи вступает в готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветание;
|
|
● франчайзи имеет право на изучение опыта и использование знаний франчайзера, приобретает возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера;
● франчайзи выступает под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным для потребителя, в отличие от мелкого неизвестного предпринимателя;
● франчайзи имеет возможность гарантированного получения товаров и других необходимых элементов для работы без сбоя;
● франчайзи при поддержке франчайзера имеет возможность профессионального ведения переговоров с крупными фирмами и финансовыми структурами, что практически не доступно мелким предпринимателям; [2].
Основные риски при франчайзинговой деятельности
Ни одно явление современной экономической жизни нельзя охарактеризовать однозначно - как положительное и ли отрицательное. Франчайзинг не исключение. Именно существование преимуществ и недостатков для обеих сторон дает возможность развивать и совершенствовать его. От совокупности и превалирования отдельно взятых характеристик в каждом конкретном случае будет зависеть положительное или отрицательное решение о вступлении во франчайзинговый бизнес.
Таким образом, при вступлении во франчайзинговый бизнес не исключены следующие риски:
● отсутствие в России нормативной и законодательной базы по франчайзингу;
● недостаточное количество специалистов, занимающихся системой франчайзинга;
● большая степень недоверия к системе в связи с отсутствием разъяснительной работы, в том числе образовательных программ;
● специфика российской хозяйственной практики в различных регионов страны;
● специфика психологии и поведения потребителей в связи с большой территорией России;
● фискальная налоговая политика государства, делающая проблематичными отчисления дополнительных денежных сумм франчайзеру;
● порочная практика зачетных и вексельных схем, затрудняющая как выработку эффективной ценовой политики, так и движение реальных денежных средств.
Тем не менее, можно констатировать, что франчайзинг в России развивается и предприятия (компании,фирмы), работающие по этой системе, успешно продвигаются на рынке товаров (работ, услуг). [2]. 1 параграф минимум 5 страниц, слишком много параграфов
Франчайзинг в Российской Федерации. Основные условия и требования для организации ресторанного бизнеса