Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя.
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение властей – есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя вместе с Администрацией РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».[14]
Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:
- законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);
|
|
- исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;
- между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;
- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;
- ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;
- споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ. [15]
Законодательная власть имеет следующие основные функции:
- правотворческие - это разработка и издание законов, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, которые являются общеобязательными для всех участников этих отношений;
- представительные. Так как законодательный орган большинства государств современного мира избирается путем проведения демократических выборов, то депутаты, представители, должны защищать, отстаивать политические интересы тех слоев населения, которые их поддержали на выборах. В противном случае у народа есть демократическое права – отзыва депутата от исполнения его полномочий.
- назначение правительства. Именно законодательный орган назначает в большинстве стран главу правительства, одобряет кабинет министров.
|
|
- фискальная. Именно законодательный орган определяет налоговую политику в государстве, и определяет основные расходы государства в будущем.
- отставка правительства, или импичмент главе государства.
- назначение и отставка руководителей высших судебных инстанций в государстве.
Исполнительная власть в лице правительства, осуществляет текущее управление делами государства.
Основные полномочия:
- текущая политика – это решение задач в области политики, экономики, социальной и культурной сфере.
- подзаконная деятельность – это издание на основании и во исполнение законов подзаконных актов, которые и осуществляют регулирование отношений.
- роспуск парламента – законодательного органа. Это полномочие не всегда законодательно бывает закреплено за исполнительной властью, но в системе сдержек и противовесов является необходимым для уравнивания двух ветвей власти.
Судебная власть – осуществляет правосудие, то есть справедливое правовое разрешение дела по существу. У судебной власти имеются следующие полномочия:
- осуществление правосудия - разрешение спора по существу.
- судебный контроль за двумя другими ветвями власти, законодательной и исполнительной.
Разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний.
Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов - важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов.
Применение принципа разделения властей должно служить не ослаблению власти, а сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России.
Проблемы регулирования принципа разделения властей в современной