КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
Курсовая работа
Тема: «Учение В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве»
Карибов Рауф
Группа:1821 ПОНБ
Санкт-Петербург - 2020
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование радикальных государственных преобразований В.И. Лениным. 5
1.1. Ленинизм как учение «нового» типа. 5
1.2. Основные положения учения В.И. Ленина о государстве. 10
Глава 2. Социалистическое право в учении В.И. Ленина. 21
2.1. В.И. Ленин и принципы советского права. 21
2.2. Учение В.И. Ленина о праве. 26
Заключение 29
Список использованной литературы. 32
Введение
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как учение В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве стало на долгие годы основополагающем в истории нашей страны.
|
|
Рассматривая предпосылки грандиозных событий, отметим, что к началу XX века Российская империя вступила в новую стадию экономического развития, называемую империализмом, который В.И. Ленин назвал «кануном социалистической революции». В этот период развития нашей страны вырос в 1,6 раза объем промышленного производства, новый импульс развития получил процесс монополизации, существенно окрепла банковская система.
Данные процессы способствовали увеличению численности рабочего класса, созданию профсоюзов. Повышению политического веса буржуазии, выдвигающей политические требования.
Первая русская революция, названная Лениным «генеральной репетицией» Октябрьской революции 1917 года оказала влияние на дальнейшую судьбу российской государственности. Манифест от 17 октября 1905 года даровал политические свободы, означающие легализацию оппозиционной политической деятельности и появление на арене борьбы радикальных партий — социал-демократической рабочей партии, партии социалистов-революционеров, еврейской социал-демократической рабочей партии.
Основные законы Российской империи, принятые 23 апреля 1906 года, означали оформление парламентаризма и переход от абсолютной монархии к конституционной. Государственная дума, Государственный совет и император олицетворяли принцип разделения властей. Но ответственность правительства перед императором, а не перед Государственной думой, закрепленная в «Основных законах», положила начало оппозиционному движению в лице депутатского корпуса.
Неудачи на фронтах Первой мировой войны способствовали, по выражению Ленина, «превращению войны империалистской в войну гражданскую». Февральская революция положила конец самодержавию как форме правления, в то же время Октябрьская революция стала началом создания государства «нового» типа. Был определен вектор развития марксизма в новых исторических условиях — такую цель поставил В. Ленин.
|
|
Цель курсовой работы – рассмотреть основные положения учения В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- Рассмотреть ленинизм как учение «нового» типа;
- Проанализировать основные положения учения В.И. Ленина о государстве;
- Определить принципы советского права в понимании В.И. Ленина;
- Выявить основные положения В.И. Ленина о праве.
Объект исследования – политико-правовые взгляды В.И. Ленина.
Предмет исследования – социалистическое государство и право в учении В.И. Ленина.
Степень разработанности темы. К сожалению, по данной теме достаточно мало современных научных исследований. В работе использованы статьи и учебные издания следующих авторов: Амаглобели Н.Д., Баев В.Г., Бажуков В.И., Зеленков М.Ю., Клефьел М., Крамской В.В., Курскова Г.Ю., Лебедев С.В., Малахов В.П., Михайлова Н.В., Михайлова Н.В., Сорокин ПЛ., Эриашвили Н.Д. и др.
Структура курсовой работы. В связи с поставленной целью и задачами была составлена следующая структура курсовой работы: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы и источников.
Глава 1. Теоретическое обоснование радикальных государственных преобразований В.И. Лениным
Ленинизм как учение «нового» типа
«Отец российской социал-демократии» Г.В. Плеханов, основавший за границей группу «Освобождение труда», вышедший из народнического движения, оценивал борьбу В.И. Ленина (1870-1924) с народничеством как продолжение борьбы западничества со славянофильством в новых исторических условиях.
Тем не менее, в большевизме прослеживаются определенные народнические корни. Так, ленинская идея партии нового типа и неспособности масс к самостоятельному политическому творчеству вне этой партии восходит к теории Ткачева, утверждавшего, что только «революционное меньшинство» может положить «разумное основание новому разумному порядку общества»[1].
Одним из первых об этих «истоках» высказался Н.А. Бердяев, считавший большевизм «по-русски трансформированным марксизмом», своеобразным соединением традиций революционного марксизма с традициями старой русской революционности.
По мысли Бердяева, марксисты-большевики оказались в этом смысле «гораздо более в русской традиции, чем марксисты-меньшевики», ибо согласились со своеобразием русского исторического процесса. Ленин быстро понял, что «на почве эволюционного, детерминистского истолкования марксизма нельзя было оправдать пролетарской, социалистической революции в стране индустриально отсталой, крестьянской, со слабо развитым рабочим классом». Почувствовав себя «свободным от всякого марксистского доктринерства», он «решил воспользоваться крестьянством для пролетарской революции, и он успел в этом деле, столь смущавшем марксистов-ортодоксов». Произошла «русификация и ориентализация марксизма». Только теперь «не Фурье, а Маркс был соединен со Стенькой Разиным». Ленин совершил революцию «во имя Маркса, но не по Марксу».
Провозгласив, что промышленная отсталость России, равно как зачаточный характер капитализма, «есть великое преимущество социальной революции», Ленин по существу вернулся по-новому к старой традиции русской революционной мысли, «повторив то, что говорил Ткачев, а отнюдь не то, что говорил Энгельс». Он совершил «прежде всего, аграрную революцию, воспользовавшись многим, что раньше утверждали социалисты-народники». Следуя схеме Маркса о диктатуре пролетариата большевики за неимением такового в России вынуждены были создавать мифический пролетариат его имитацию, причислив к пролетариату и «трудовое крестьянство» — «деревенскую бедноту».
|
|
Таким образом, они снова приближались к народникам, а их западный марксизм растворялся в российском социализме. Таким образом, русская почва была подготовлена для «посева» семян западной идеологии всем предшествующим развитием российского освободительного движения. «Марксизм-ленинизм впитал в себя все необходимые элементы народнического социализма, но отбросил его большую человечность, его моральную щепетильность, как помеху для завоевания власти»[2].
Теоретическое обоснование радикальных преобразований было разработано лидером и создателем РСДРП(б) В. Лениным в работах: «Развитие капитализма в России», «Империализм как высшая стадия развития капитализма», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Шаг вперед, два шага назад», «Марксизм и восстание», «Лучше меньше да лучше» и др.
Анализ, данный Лениным в работе «Развитие капитализма в России», свидетельствовал, с его точки зрения, о том, что Россия, несмотря на «азиатчину» и пережитки старых производственных отношений (форм собственности), развивается в русле европейского исторического процесса. Это означает появление новых антагонистических классов: промышленных рабочих и капиталистов, борьба между которыми приведет к изменению в производственных отношениях. Дальнейшее развитие этот тезис получает в работе «Империализм как высшая стадия развития капитализма»: Ленин делает вывод об империализме «как кануне социалистической революции».
В работе «Государство и революция» Ленин развивает учение Маркса о государстве диктатуры пролетариата. Мысль о создании государства «нового типа» возникает у Ленина в связи с анализом буржуазных республик; он приходит к выводу, что республика «по типу Советов» (Советы — органы власти пролетариата, возникшие в ходе революции 1905-1907 гг.) гораздо демократичнее буржуазных демократий. Лозунг «Вся власть Советам!» стал лозунгом Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. Критикуя буржуазное государство, Ленин противопоставляет ему Советское государство: «Какими бы формами ни прикрывалась республика, пусть то будет самая демократическая республика, но если она буржуазная, если в ней осталась частная собственность на землю, на заводы и фабрики, и частный капитал держит в наемном рабстве все общество, т.е. если в ней не выполняется то, о чем заявляет программа нашей партии и Советская конституция, то это государство — машина, чтобы угнетать одних другими».
|
|
Государство диктатуры пролетариата, по мысли Ленина, — переходная форма к будущему безгосударственному устройству, выполняющее определенные функции: организации насилия для подавления одного класса другим и налаживания социалистического хозяйства. В «Очередных задачах советской власти» Ленин повторяет мысль, сформулированную им во многих работах: решение стоящих перед страной задач требует принуждения — и принуждения именно в форме диктатуры... Было бы величайшей глупостью и самым вздорным утопизмом полагать, что без принуждения и без диктатуры возможен переход от капитализма к социализму. Теория Маркса против этого мелкобуржуазного и анархического вздора выступала очень давно с полнейшей определенностью[3].
Диктатура пролетариата мыслится Лениным как явление, несовместимое с демократическими нормами жизни общества. Анализируя работу К. Каутского «Диктатура пролетариата», Ленин резко отвергает упреки в адрес террористической большевистской политики, в «презрении» советской властью демократических институтов. Он «расщепляет» понятия «демократия», «свобода», «равенство» и т.д. на демократию пролетарскую и буржуазную, свободу для трудящихся или для эксплуататоров, равенство в пределах одного класса или для представителей разных классов. Первое признается, второе отвергается. Каждый термин приобретает классовое содержание и соответственно положительное или отрицательное значение.
Ленин пишет: Чтобы из либерального и лживого утверждения, данного Каутским, сделать марксистское и истинное, надо сказать: диктатура не обязательно означает уничтожение демократии для того класса, который осуществляет эту диктатуру над другими классами, но она обязательно означает уничтожение (или существенное ограничение, что тоже есть один из видов уничтожения) демократии для того класса, над которым или против которого осуществляется диктатура»[4].
В связи с этим весьма важное значение имел тезис о том, что революционная «диктатура есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, не связанная никакими законами»[5]. На практике это означало и пренебрежение к собственным законоположениям советского периода, издание ведомственных предписаний, противоречащим им или их игнорирующих.
Диктатура пролетариата — система власти, опирающаяся на силу победившего класса — пролетариата, интересы которого выражает и защищает партия — авангард рабочего класса, логическим продолжением которой явилась диктатура вождя — диктатора, «который иногда один более сделает и часто более необходим»[6].
Таким образом, практическая реализация идей большевизма обернулась созданием системы власти, во главе которой стояла радикальная партия, вооруженная мессианской идеологией.
В марксизме-ленинизме содержатся элементы, о которых Маркс никогда не помышлял, а само учение трактуется шире или уже в зависимости от обстоятельств как творческое развитие марксизма в новых исторических условиях. Ленин был не теоретиком марксизма, а теоретиком революции. Марксизм-ленинизм большевистского толка аккумулирует в себе недостатки марксизма, но не имеет ни одного из его достоинств. В марксизме имеются многочисленные возможности, многовариантность его практической реализации. А одна из потенциальных возможностей социал-демократии завершилась в отсталых геополитических условиях царской России отклонением в большевизм.
По-видимому, основы будущей трагедии в России были заложены тогда, когда российская социал-демократия встала на революционный путь создания нового общества, на захват власти и осуществление диктатуры от имени «передового класса». Большевизм создал политический инструмент установления тоталитарной диктатуры, наступление которой становилось лишь вопросом времени.
Кажущееся на первый взгляд противоречие между преданностью марксизму-ленинизму, с одной стороны, и его незнанием — с другой, очень хорошо подмечено П.А. Сорокиным, который считал, что в периоды глубоких социальных кризисов «коммунистически-социалистические теории овладевают людьми вовсе не потому, чтоони ими усвоены и поняты, а потому, что они легитимируют стремления к уравнительству. Не столь важно внешнее оформление теории, лишь бы она достаточно аргументировано и недвусмысленно легитимировала бы чаяния людей»[7].
В марксизме-ленинизме в его большевистском варианте присутствуют следующие элементы:
1) идея о возможности, желательности и необходимости построения совершенного общества;
2) признание неизбежности и оправданности революционного насилия в период борьбы за власть, государственного принуждения после установления тоталитарного режима;
3) агрессивность и милитаризм;
4) антилиберализм и антидемократизм;
5) отрицание ценности человеческого опыта и фальсификация исторического прошлого;
6) отрицание традиционных форм жизнедеятельности, религии и морали как общечеловеческой ценности;
7) мессианизм.