В.И. Ленин и принципы советского права

 

В.И. Ленин известен мировой ис­тории как создатель и руководитель первого в мире социалистического государства. Будучи юристом по образованию, он хорошо понимал, какую роль играет законодательство в государстве. Находясь на посту председателя правительства молодой Со­ветской России, он проявлял повышенный интерес к вопросу развития советской юридической науки - им лично были написаны проекты Декретов 2-го Всероссийского Съезда Советов о мире, о земле, об образовании рабоче-крестьянского правительства, под его руководством была создана первая совет­ская Конституция 1918 года[10].

 Постараемся рас­смотреть, какие представления легли в основу его взглядов на социалистическое право.

Прежде всего, необходимо отметить тот мо­мент, что В. И. Ленин рассматривал право и его ос­новное конкретное выражение - закон как орудие политики и ее функцию. Отсюда можно вывести важный теоретический момент: подчеркивается государственный характер закона и тем самым права в целом, то есть зависимость права от поли­тики и обусловленность его государственной вла­стью.

Одну из самых общих характерных особенно­стей права Ленин видел в том, что оно применяет в принципе одинаковый эталон к неравным в соци­альном положении лицам. Он подчеркнул, что:

- буржуазное право» отпадает, так как лик­видируется частная собственность и возможность эксплуатации

- остается право вообще, поскольку факти­чески применяется одинаковый масштаб к нерав­ным людям.

Когда же социалистическое право запрещает частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком, то регулирова­ние по своему характеру становится публично-пра­вовым, более непосредственно связанным с поли­тическим господством.

Таким образом, первые нормы права, отражая политические требования того времени, были со­зданы с целью выдвинуть определенные политиче­ские задачи: мобилизовать широкие народные массы на их выполнение. Соответственно, норма­тивно-правовые акты тех лет обладали рядом спе­цифических особенностей:

1. они ограничивались регулированием об­щественных отношений в самом общем виде

2. в отношении большинства законов не су­ществовало альтернативы

3. большая часть правового материала того времени была направлена на выбор целесообраз­ных форм исполнения

4. максимально простой стиль написания правовых актов.

Необходимо отметить, что нормативно-право­вые акты тех лет имели свою особую классифика­цию, которая позволяла развивать молодое совет­ское законодательство:

- Правовые акты, укрепляющие и развиваю­щие Советы как органы рабочего класса, которые контролируют и осуществляют политическую власть

- Правовые акты, закрепляющие националь­ное освобождение и самоопределение народов Рос­сии и тем самым фиксируют основные принципы развития советского государства

- Правовые акты, благодаря которым устра­няются или ослабляются важнейшие устои капита­листической экономики

- Правовые акты, служащие провозглаше­нию, упрочению расширению прав и свобод граж­дан советского государства

Основные положения ленинского учения о ре­волюционной законности составляют:

1) общеобязательность советских законов;

2) единство законности для всего Советского государства;

3) недопустимость противопоставления закон­ности и целесообразности;

4) неразрывная связь законности с культурно­стью, ее воспитательная роль в развитии социали­стической правовой культуры населения;

5) обязательность в борьбе за законность опи­раться на помощь народной массы.

Рассмотрим далее их последовательно и подробно.

1) Общеобязательность советских законов.

В.И. Ленин требовал «...соблюдать свято за­коны и предписания Советской власти и следить за их исполнением всеми»[11].

Новое демократическое советское общество предполагает равенство всех перед законом и обя­занность всех соблюдать законы. Это конституци­онная обязанность каждого гражданина. В Союзе Советских республик не может быть закон, кото­рый обязателен для одних граждан и необязателен для других. Права и свободы граждан находятся под защитой Советского государства и всего совет­ского общества.

На посту главы Советского правительства В.И. Ленин показывал пример неуклонного соблюдения законов и установленных правил, своим личным примером воспитывал членов партии, всех трудя­щихся в духе добросовестного соблюдения декре­тов Советской власти. 23 мая 1918 г. В.И. Ленин пи­сал Управляющему делами Совета Народных Ко­миссаров В.Д. Бонч-Бруевичу: «Ввиду невыполнения Вами настоятельного моего требова­ния указать мне основания для повышения мне жа­лованья с 1 марта 1918 г. с 500 до 800 руб. в месяц и ввиду явной беззаконности этого повышения, произведенного Вами самочинно по соглашению с секретарем Совета Николаем Петровичем Горбуно­вым, в прямое нарушение декрета Совета Народ­ных Комиссаров от 23 ноября 1917 года, объявляю Вам строгий выговор»

2) Единство законности для всего Совет­ского государства.

Данный фактор заложен в самой сути социали­стического строя и определяется единой экономи­ческой и политической основой советского обще­ства, едиными целями и задачами, стоящими перед всеми советскими союзными республиками на пути совершенствования общественных отношений и строительства коммунистического общества, Про­граммой Коммунистической партии, интересами укрепления Советского государства, его могуще­ства. «... Законность не может быть калужская и ка­занская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских респуб­лик...»[12].

Устав Коммунистической партии Советского Союза указывает, что соблюдение партийной и гос­ударственной дисциплины одинаково обязательно для всех членов партии. Не может быть двух дис­циплин — одна для руководителей, другая для ря­довых членов партии, так как партия имеет одну дисциплину, один закон для всех коммунистов независимо от заслуг и занимаемых ими постов. Нарушение, как партийной, так и государственной дисциплины рассматривается как большое зло, наносящее ущерб партии, и несовместимо с пребы­ванием в ее рядах. Советские законы одинаково обязательны для всех советских людей.

3) Недопустимость противопоставления за­конности и целесообразности. Раскрывая содер­жание законности, В.И. Ленин подчеркивал недо­пустимость противопоставления законности и це­лесообразности, предостерегая в то же время от формализма при применении закона. Он резко об­личал такое применение закона, в результате кото­рого рабочие и крестьяне получают нечто «... фор­мально правильное, а по сути издевательство»[13].

В этих ленинских положениях заложены две важнейшие мысли: формализм - это искажение ис­тинного существа закона, но в борьбе с формализ­мом нельзя пренебрегать требованиями, содержа­щимися в законе. Законы должны всегда неуклонно соблюдаться. В тех же случаях, когда какой-либо закон устарел, требования его отстали от складыва­ющихся новых общественных отношений, он дол­жен быть изменен высшим законодательным орга­ном страны в установленном порядке.

В каждом отдельном случае при рассмотрении хозяйственного или административного вопроса или судебного дела закон должен неукоснительно соблюдаться, но в пределах закона и на его основа­нии должна быть принята та мера из предусмотрен­ных законом, которая является наиболее целесооб­разной для данного случая с учетом конкретных об­стоятельств.

4) Неразрывная связь законности с культур­ностью, ее воспитательная роль в развитии со­циалистической правовой культуры населения.

В.И. Ленин всегда связывал законность с культурностью. Он подчеркивал, что если не со­блюдать единые установленные для всей федера­ции законы «...во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не мо­жет быть и речи»[14]. Это - и культурность должност­ных лиц, на которых всегда лежала и лежит особая обязанность борьбы за законность, и культура насе­ления в целом. Во весь рост встает проблема повы­шения правовой культуры населения. Нельзя успешно бороться за законность, бороться с право­нарушениями, если не поднимать правовую куль­туру и правовую сознательность населения. Пре­творение ленинских идей о культурности и закон­ности в жизнь возможно лишь через повышение правовой культуры населения.

23 декабря 1918 г. постановлением Нарком-проса упразднялись юридические факультеты, вме­сто них были созданы факультеты общественных наук (ФОНы). Институт общественных наук в ву­зах должен был выполнять функцию внедрения пролетарской идеологии в сознание студентов.

5) Обязательность в борьбе за законность опираться на помощь народной массы.

В.И. Ленин видел успех борьбы с правонару­шениями в активности широких масс трудящихся, в повышении их роли во всех областях экономиче­ской, политической и культурной жизни. В докладе на II Всероссийском съезде политпросветов, каса­ясь борьбы с волокитой, бюрократизмом и взяточ­ничеством, В.И. Ленин учил, что «обеспечить успех в этой борьбе, завершить ее можно только если сама народная масса поможет»[15].

В.И. Ленин сформулировал и обосновал те принципиальные положения, которые являлись ос­новой советского права. Он всегда исходил из трак­товки права как возведенной в закон воли господ­ствующего класса, содержание которой определя­ется классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях дикта­туры пролетариата, оно должно было применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: