Рис. 15.1. Позиции в общении

    Доминирование («общение сверху»)    
         
Доброжелательное принятие   Нейтральное («общение на равных»)   Враждебное непринятие
         
    Подчинение («общение снизу»)    

Виды общения:

· «Контакт масок» (формальное общение).

· Примитивное общение (оценка собеседника как «нужного-ненужного»).

· Формально-ролевое общение (согласно социальной роли).

· Деловое общение (с кооперативностью, достаточностью информации, целесообразностью, учетом качества и убедительности, учетом интересов дела, умением слушать).

· Духовное общение (между близкими людьми, может быть невербальным).

· Манипулятивное общение (извлечение скрытых выгод).

· Светское общение (беспредметное, вежливое, соглашательское, формально-доброжелательное).

Тактика общения: реализация коммуникативных стратегий на основе владения техниками и правилами общения в каждой конкретной ситуации.

Различают вербальную и невербальную коммуникацию. По оценке Мерабяна (1972), только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% выражением лица, жестами, движениями тела.

Вербальное общение включает: значение и смысл слов; голосовое поведение (интонация, темп, громкость, произношение, ритм, тембр); выразительные звуки (хмыкание, смех, плач и т.п.).

Невербальное общение составляют: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика, как движения всего тела); таксика (прикосновения при общении); проксемика (расположение людей в пространстве при общении).

Выделяют следующие зоны дистанции при контакте:

· интимная (15-45 см) – допускаются только близкие люди, общение характеризуется доверительностью; вторжение в интимную зону всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

· личная (45-120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями или коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт;

· социальная (120-400 см) – соблюдается во время официальных встреч;

· публичная (более 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей (лекционная аудитория, митинг).

Важным личностным качеством, обеспечивающим эффективность общения с другими людьми является коммуникативная компетентность (социальный интеллект, практически-психологический интеллект, коммуникабельность), как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность развивается только в процессе взаимодействия с другими людьми и напрямую зависит от количества и разнообразия контактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: