Причины неэффективного общения

Одним из факторов, нарушающий общение, в частности его перцептивную часть, является феномен каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – субъективное объяснение причин и способов поведения других людей. Возможно объяснение через внутренние причины (черты, мотивы, склонности) и внешние причины (ситуация, обстоятельства).

Закономерности каузальной атрибуции:

- события, часто предшествующие явлению, рассматриваются как причины явления;

- уникальное событие, предшествующее необычному поступку, рассматривается как причина поступка;

- при наличии большого количества равных объяснений наиболее часто выбирается неверное объяснение;

- на объяснение причин поведения влияют культурные традиции и общественное мировоззрение;

 - фундаментальная ошибка атрибуции – объяснение собственного поведения внешними ситуационными причинами, а поведения других внутренними особенностями личности;

- влияние общественного мировоззрения и культурных традиций на объяснение причин.

Еще одной причиной является парадоксальная коммуникации, которая содержит два взаимоисключающих принуждения, ставящих участвующего в ней человека в «невыносимое положение». Причем одно может быть сформулировано вербально, а другое невербально («ты можешь сделать одно или другое, но ты все равно будешь виноват»). Столкнувшись с парадоксальной коммуникацией человек может обнаружить одну из следующих реакций:

а)поиск любых, часто малозначимых фактов для объяснения ситуации;

б)подчинение всем ее требованиям и буквальное их принятие;

в)выход из коммуникации с демонстрацией скрытности и неприступности.

Причины неэффективной коммуникации:

· Стереотипы, установки, оценки, предубеждения;

· Предвзятость (перцептивная готовность) – склонность воспринимать только подтверждения собственному мнению и отвергать все, противоречащее;

· Враждебные отношения между собеседниками;

· Отсутствие внимания и интереса у собеседников;

· Пренебрежение фактами;

· Ошибки в построении высказываний (слабая убедительность, нелогичность, сложность фраз);

· Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стереотипы – привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых имеется скудная информация (например, «типичный учитель»).

Предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, без учета их личных особенностей и мотивов.

Установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать людей и реагировать без анализа конкретной ситуации. Имеют когнитивное, аффективное и поведенческое измерения.

Факторы, нарушающие восприятие собеседника:

· Стремление к преждевременным заключениям.

· Структурирование личности собеседника (игнорирование несоответствующих образу черт).

· Эффект «ореола» (перенос первоначального отношения на образ человека и оценку его отдельных качеств).

· Эффект «проецирования» (перенос на собеседника своих качеств и эмоциональных состояний).

· «Эффект первичности» (влияние первой информации на последующее отношение).

· Эгоистичность мнения (склонность отстаивать субъективное мнение о человеке без учета ситуации и мнений других людей).

· Ригидность мнения (стойкость суждений, не смотря на появление новой информации).

· «Эффект последней информации» (негативная последняя информация может изменить прежнее мнение).

Профессиональное общение медицинского работника

Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть навыками поведения лидера и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

1) Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

 Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица.

2) Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого человека не менее важно умение вести диалог, вступать в переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания» - базовые коммуникативные навыки специалиста-профессионала при диалогическом общении. Личная ответственность профессионала (врача, медицинской сестры, педагога, администратора) состоит в том, чтобы активно проработать собственную личность, разобраться в самом себе, в собственных мотивах, потребностях, «белых пятнах», колебаниях, противоречиях, выделить зоны эмоциональных проблем и свои сильные стороны. Процессу самопонимания способствует прохождение психотерапии (индивидуальной или в группе). Поскольку самопонимание - это процесс, а не единичный акт, им полезно заниматься на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

 

Вопросы для контроля знаний:

1) Что представляет собой коммуникативная сторона общения?

2) Что представляет собой интерактивная сторона общения?

3) Что представляет собой перцептивная сторона общения?

4) Какие виды общения вы знаете?

5) Что такое каузальная атрибуция, какие закономерности каузальной атрибуции вы знаете?

6) Какие причины неэффективной коммуникации вам известны?

7) Перечислите факторы, нарушающие восприятие собеседника.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: