Тема лекции: «Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. Правила неконфликтного поведения военнослужащих»

Каж­до­му из­вес­тно, что пре­дуп­ре­дить кон­фликт лег­че, чем конс­трук­тивно его раз­ре­шить. Кон­флик­то­логия рас­смат­ри­ва­ет пу­ти, ме­тоды и спо­собы пре­дуп­режде­ния, раз­ре­шения и уре­гули­рова­ния кон­флик­тов. Рас­смот­рим не­кото­рые из них.

Для пре­дуп­режде­ния кон­флик­тов в во­ин­ских кол­лекти­вах не­об­хо­димо, во-пер­вых, соз­да­ние объек­тивных ус­ло­вий, пре­пятс­тву­ющих воз­никно­вению и дес­трук­тивно­му раз­ви­тию пред­кон­фликтных си­ту­аций, а во-вто­рых, — ис­пользо­вание субъек­тивных спо­собов пре­дуп­режде­ния кон­флик­тов. В то вре­мя, ког­да кон­фликт пе­решел в от­кры­тую ста­дию про­тивос­то­яния, на пер­вое мес­то вы­ходят субъек­тивные спо­собы раз­ре­шения кон­флик­тов.

Соз­да­ние объек­тивных ус­ло­вий, пре­пятс­тву­ющих воз­никно­вению и дес­трук­тивно­му раз­ви­тию пред­кон­фликтных си­ту­аций, а так­же обес­пе­чива­ющих про­дук­тивное раз­ре­шение кон­флик­тов, пол­ностью от­но­сит­ся к ком­пе­тен­ции офи­цер­ско­го сос­та­ва, по­это­му рас­смот­рим только вто­рую сос­тавля­ющую тех­но­логии пре­дуп­режде­ния и раз­ре­шения кон­флик­тов — пси­холо­гичес­кие субъек­тивные спо­собы и при­емы.

Субъек­тивные спо­собы пре­дуп­режде­ния и конс­трук­тивно­го раз­ре­шения пред­кон­фликтных си­ту­аций зак­лю­ча­ют­ся в вы­работ­ке на­выков не­кон­фликтно­го по­веде­ния во­ен­нослу­жащих. Они дос­та­точ­но раз­но­об­разны, име­ют свои осо­бен­ности в ар­мии и в то же вре­мя ти­пич­ны не только для во­ин­ских кол­лекти­вов, но и для дру­гих кол­лекти­вов, где мо­гут воз­ни­кать меж­личнос­тные и меж­груп­по­вые кон­флик­ты.

По­выше­ние культу­ры меж­личнос­тных от­но­шений во­ен­нослу­жащих. Оче­вид­но, что культур­ные и ком­му­ника­тив­но-ком­пе­тен­тные лю­ди, как пра­вило, стро­ят свои вза­имо­от­но­шения на гу­манис­ти­чес­ких прин­ци­пах. Культу­ра вза­имо­от­но­шений меж­ду во­ен­нослу­жащи­ми ос­но­вана на зна­ни­ях о сущ­ности, со­дер­жа­нии, прин­ци­пах, фун­кци­ях и спе­цифи­ке оп­ти­мальных спо­собов, при­емов и средств пос­тро­ения и под­держа­ния бла­гоп­ри­ят­ных вза­имо­от­но­шений с сос­лу­жив­ца­ми, ко­ман­ди­рами и ины­ми ли­цами.

Ис­точни­ками зна­ний в дан­ной об­ласти для во­ен­нослу­жащих яв­ля­ют­ся ус­тав, клас­си­чес­кая ху­дожес­твен­ная и спе­ци­альная ли­тера­тура по проб­ле­мам эти­ки и культу­ры вза­имо­от­но­шений; те­мати­чес­кие вы­соко­худо­жес­твен­ные те­лепе­реда­чи; кон­сульта­ции (со­веты) ко­ман­ди­ров (на­чальни­ков) и сос­лу­жив­цев.

Важ­ным для во­ен­нослу­жаще­го при этом яв­ля­ет­ся уме­ние из­вле­кать все то по­лез­ное, что де­ла­ет нас муд­ры­ми и ус­пешны­ми. На ос­но­ве по­лучен­ных зна­ний фор­ми­ру­ют­ся бо­лее слож­ные эле­мен­ты культу­ры вза­имо­от­но­шений: уме­ния, на­выки и при­выч­ки эф­фектив­но­го со­ци­ально­го вза­имо­действия с ок­ру­жа­ющи­ми.

К чис­лу на­ибо­лее зна­чимых от­но­сят­ся уме­ния:

§ быс­тро ус­та­нав­ли­вать кон­такты с ок­ру­жа­ющи­ми;

§ про­из­во­дить бла­гоп­ри­ят­ное впе­чат­ле­ние;

§ чувс­тво­вать эмо­ци­ональное сос­то­яние пар­тне­ров по об­ще­нию и вза­имо­действию и раз­де­лять их.

Культу­ра вза­имо­от­но­шений по­выша­ет­ся при об­ре­тении во­ен­нослу­жащим сле­ду­ющих на­выков:

§ пре­дот­вра­щения кон­флик­тов в сов­мес­тной де­ятельнос­ти (об­ще­нии) и осо­бен­но в слож­ных си­ту­аци­ях вза­имо­действия;

§ убеж­да­юще­го и вну­ша­юще­го воз­действия на ок­ру­жа­ющих;

§ кон­цен­тра­ции на ак­ту­альных и зна­чимых си­ту­аци­ях сов­мес­тных действий (об­ще­ния) и сто­ронах лич­ности пар­тне­ра;

§ де­монс­тра­ции ис­крен­ности, за­ин­те­ресо­ван­ности, доб­ро­жела­тельнос­ти к лю­дям и др.

Проч­но сфор­ми­рован­ные и глу­боко осоз­нанные зна­ния, уме­ния и на­выки пос­те­пен­но ав­то­мати­зиру­ют­ся во внут­реннем пла­не и та­ким об­ра­зом тран­сфор­ми­ру­ют­ся в при­выч­ки — ус­тойчи­вые фор­мы на­шего по­веде­ния.

По­каза­теля­ми эф­фектив­ности дос­ти­жений в со­вер­шенс­тво­вании ком­му­ника­тив­ной культу­ры во­ен­нослу­жаще­го сле­ду­ет счи­тать на­личие та­ких черт, как урав­но­вешен­ность, чут­кость, чувс­тво юмо­ра, ис­крен­ность, оп­ти­мизм, доб­ро­жела­тельность, тер­пи­мость к дру­гим взгля­дам (оцен­кам), от­кры­тость и др.

Ос­новны­ми спо­соба­ми со­вер­шенс­тво­вания прак­ти­чес­ких ком­му­ника­тив­ных эле­мен­тов в ус­ло­ви­ях во­ин­ской служ­бы мо­гут быть:

§ пуб­личные выс­тупле­ния на соб­ра­ни­ях, за­няти­ях и дру­гих ме­роп­ри­яти­ях;

§ са­мос­то­ятельные тре­ниров­ки (тре­нин­ги) ар­гу­мен­та­ции до­каза­тельства в спо­ре, дис­куссии;

§ ин­ди­виду­альные бе­седы с ко­ман­ди­рами, сос­лу­жив­ца­ми, пос­тро­ен­ные на прин­ци­пах и в фор­ме ди­ало­га;

§ са­монаб­лю­дение и са­мо­от­чет о сво­ем по­веде­нии в раз­личных си­ту­аци­ях меж­личнос­тных от­но­шений (сво­бод­ное об­ще­ние, до­вери­тельная бе­седа, де­ловой раз­го­вор, кри­тичес­кое об­ще­ние, кон­фликтное об­ще­ние) и др.

Вы­пол­не­ние сле­ду­ющих прак­ти­чес­ких ре­комен­да­ций поз­во­лит во­ен­нослу­жаще­му улуч­шить меж­личнос­тные от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми на ос­но­ве ус­та­нов­ле­ния вза­имо­пони­мания:

§ будьте оба­ятельны­ми в про­цес­се об­ще­ния;

§ слу­шайте со­бесед­ни­ка с большим вни­мани­ем;

§ под­черки­вайте мо­мен­ты об­щнос­ти;

§ вы­ражайте ис­крен­нее одоб­ре­ние;

§ об­щайтесь ес­тес­твен­но;

§ де­монс­три­руйте ваш ин­те­рес к дру­гим;

§ по­казы­вайте ва­ши луч­шие чер­ты лич­ности.

Друж­ба и войско­вое то­вари­щес­тво. Друж­ба — од­на из раз­но­вид­ностей не­фор­мальных вза­имо­от­но­шений лю­дей, воз­ни­ка­ющая из вза­им­но­го со­действия и по­нима­ния. Она на­чина­ет­ся с сим­па­тии к дру­гому че­лове­ку. Сим­па­тия пе­рерас­та­ет сна­чала в то­вари­щес­кие от­но­шения, а за­тем в дру­жес­кие. В ос­но­ве друж­бы ле­жит ува­жение лич­ности то­вари­ща.

Ува­жение — это приз­на­ние вы­соких нравс­твен­ных ка­честв дру­гой лич­ности.

Сущ­ность друж­бы и ее зна­чимость наш на­род мет­ко вы­разил в пос­ло­вицах и по­говор­ках:

§ «Нет дру­га, так ищи, а на­шел, так бе­реги»;

§ «Друж­ба креп­ка не лестью, а прав­дой и честью»;

§ «Чем креп­че друж­ба, тем лег­че служ­ба»;

§ «Друж­ба да братс­тво сильней лю­бого бо­гатс­тва».

§ Са­мой ши­рокой раз­но­вид­ностью вза­имо­от­но­шений лю­дей, в том чис­ле и в во­ин­ских кол­лекти­вах, яв­ля­ют­ся то­вари­щес­кие от­но­шения. Под войско­вым то­вари­щес­твом по­нима­ют­ся ус­тойчи­вые от­но­шения во­ен­нослу­жащих, ко­торые ха­рак­те­ризу­ют­ся об­щностью слу­жеб­ных ин­те­ресов, вза­им­ным до­вери­ем, вза­имо­помощью, глу­бокой при­вязан­ностью друг к дру­гу.

В ар­мии и на фло­те то­вари­щес­кие от­но­шения ос­но­ваны, как пра­вило, на де­ловых кон­тактах, где це­ли, средс­тва и ре­зульта­ты сов­мес­тной де­ятельнос­ти и об­ще­ния оп­ре­деля­ют раз­ви­тие свя­зей и рас­пре­деле­ния об­щих фун­кций, так как ха­рак­тер во­ин­ской служ­бы пред­по­лага­ет про­яв­ле­ния спло­чен­ности, вза­имо­пони­мания и вза­имо­действия во­ен­нослу­жащих при вы­пол­не­нии раз­личных за­дач.

От­сю­да ус­то­яв­ша­яся во вре­мени и рег­ла­мен­ти­рован­ная ус­та­вом фор­ма об­ра­щения во­ен­нослу­жащих друг к дру­гу — то­варищ.

В Рос­сийской Ар­мии всег­да осо­бо по­чита­лось войско­вое то­вари­щес­тво. По-дру­гому его на­зыва­ют во­ен­ным братс­твом. Его роль и зна­чение осо­бен­но це­нил ве­ликий пол­ко­водец Рос­сии Алек­сандр Ва­сильевич Су­воров. Это ему при­над­ле­жит из­вес­тное кры­латое вы­раже­ние: «Сам по­гибай, а то­вари­ща вы­ручай».

В 1913 г. Глав­ным уп­равле­ни­ем во­ен­но-учеб­ных за­веде­ний во все во­ен­ные учи­лища и ка­дет­ские кор­пу­са бы­ли ра­зос­ла­ны «12 за­пове­дей то­вари­щес­тва».

1. «То­вари­щес­твом на­зыва­ют­ся доб­рые вза­имо­от­но­шения вмес­те жи­вущих или ра­бота­ющих, ос­но­ван­ные на до­верии и са­мопо­жер­тво­вании».

2. «Во­ен­ное то­вари­щес­тво до­веря­ет ду­шу, жер­тву­ет жизнью».

3. «На служ­бе друж­ба же­лательна, то­вари­щес­тво же обя­зательно».

4. «Долг друж­бы прек­ло­ня­ет­ся пе­ред дол­гом то­вари­щес­тва».

5. «Долг то­вари­щес­тва прек­ло­ня­ет­ся пе­ред дол­гом служ­бы».

6. «Честь неп­реклон­на, бес­чес­тное во имя то­вари­щес­тва ос­та­ет­ся бес­чес­тным».

7. «Под­чи­нен­ность не ис­клю­ча­ет вза­им­но­го то­вари­щес­тва».

8. «Под­вод то­вари­ща под от­ветс­твен­ность за свои пос­тупки — из­ме­на то­вари­щес­тву».

9. «То­вари­щес­тво прав собс­твен­ности не уменьша­ет».

10. «От­но­шение то­вари­щей дол­жно вы­ражать их вза­им­ное ува­жение».

11. «Честь то­вари­щей не­раз­дельна».

12. «Ос­кор­бле­ние сво­его то­вари­ща — ос­кор­бле­ние то­вари­щес­тва».

Во­ен­ное братс­тво на­ибо­лее от­четли­во про­яв­ля­ет­ся сре­ди во­ен­нослу­жащих со­вет­ских и рос­сийских Во­ору­жен­ных Сил — учас­тни­ков бо­евых действий и войн. Ве­тера­ны Ве­ликой Оте­чес­твен­ной войны, ве­тера­ны-аф­ганцы, учас­тни­ки бо­евых действий на Се­вер­ном Кав­ка­зе и дру­гих го­рячих то­чек с осо­бым ува­жени­ем от­но­сят­ся к па­мяти о во­ен­ной служ­бе и бо­евых то­вари­щах, с ко­торы­ми они не раз учас­тво­вали в от­ветс­твен­ных опе­раци­ях по вы­пол­не­нию во­ин­ско­го дол­га и ста­ли род­нее род­ных.

Кри­тичес­кие выс­ка­зыва­ния — пред­по­сыл­ка к воз­никно­вению меж­личнос­тно­го кон­флик­та. По сво­ей сущ­ности лю­бой че­ловек всег­да не­без­различ­но от­но­сит­ся к кри­тичес­ким выс­ка­зыва­ни­ям в свой ад­рес. Как пра­вило, кри­тика яв­ля­ет­ся неп­ре­мен­ным ат­ри­бутом слу­жеб­ных от­но­шений и дос­та­точ­но час­то встре­ча­ет­ся во вза­имо­от­но­шени­ях во внес­лу­жеб­ной сфе­ре. Кри­тичес­кие за­меча­ния ко­ман­ди­ра под­чи­нен­но­му, кри­тичес­кие выс­ка­зыва­ния во­ен­нослу­жащих, рав­ных по ста­тусу, в раз­го­ворах друг с дру­гом мо­гут слу­жить пред­по­сыл­кой кон­флик­та.

Для пре­дот­вра­щения это­го не­об­хо­димо пом­нить, что кри­тика дол­жна ос­но­вываться на сле­ду­ющих прин­ци­пах: по­зити­визм, конс­трук­тивность, ад­ресность и доб­ро­жела­тельность.

Что­бы кри­тика не ста­ла при­чиной меж­личнос­тно­го кон­флик­та, ее сле­ду­ет стро­ить, учи­тывая сле­ду­ющие ре­комен­да­ции:

§ ис­клю­чать по­нятия, за­дева­ющие дос­то­инс­тво лич­ности;

§ знать, где кри­тика умес­тна (рез­кость в оцен­ке ошиб­ки вновь наз­на­чен­но­го на дол­жность, а так­же на­чина­юще­го служ­бу во­ен­нослу­жаще­го при­несет больше вре­да, чем пользы);

§ вы­ражать доб­ро­жела­тельность.

Для по­выше­ния кон­флик­то­ус­тойчи­вос­ти каж­дый во­ен­нослу­жащий дол­жен фор­ми­ровать у се­бя конс­трук­тивно-фи­лософ­ское от­но­шение к кри­тике, суть ко­торо­го сос­то­ит в сле­ду­ющем:

§ кри­тика в мой ад­рес — ре­зерв са­мосо­вер­шенс­тво­вания;

§ нет кри­тики, из ко­торой нельзя из­влечь для се­бя пользы;

§ кри­тика де­ла­ет ме­ня сильнее, так как по­мога­ет ус­тра­нить не­дос­татки на мо­ем пу­ти; все, что я сде­лал, мож­но сде­лать луч­ше;

§ лю­бая кри­тика тре­бу­ет ана­лиза;

§ ме­ня кри­тику­ют, зна­чит, ве­рят в мои луч­шие спо­соб­ности (ка­чес­тва) и мои пер­спек­ти­вы; от­сутс­твие кри­тики в мой ад­рес — по­каза­тель без­разли­чия ко мне.

Ум­ный че­ловек мо­жет вы­явить кри­тичес­кое от­но­шение к сво­им действи­ям да­же тог­да, ког­да пря­мая кри­тика от­сутс­тву­ет, и сде­лать для се­бя со­от­ветс­тву­ющие вы­воды по кор­рекции пос­тупков, действий, ре­шений, по­веде­ния.

При­емы и спо­собы кор­рекции сво­его от­но­шения и по­веде­ния в пред­кон­фликтной си­ту­ации. Прек­ра­тить или сгла­дить обос­тря­ющийся спор мож­но сле­ду­ющи­ми при­ема­ми:

§ ска­зать, что в чем-то пра­вы вы, а в чем-то ваш оп­по­нент, что, кста­ти, обыч­но и бы­ва­ет на са­мом де­ле;

§ свес­ти спор к шут­ке;

§ пе­ревес­ти раз­го­вор на дру­гую те­му;

§ ус­ту­пить, ес­ли проб­ле­ма спо­ра не­осо­бен­но важ­на и сло­вес­ная ус­тупка не обя­зыва­ет к ка­ким-то действи­ям по ее ре­али­зации;

§ ска­зать, что вы не ус­пе­ли всес­то­рон­не ра­зоб­раться в проб­ле­ме и пред­ло­жить оп­по­нен­ту вер­нуться к ее об­сужде­нию, нап­ри­мер зав­тра (ког­да эмо­ции уля­гут­ся).

Во­ен­нослу­жаще­му не­об­хо­димо быть твер­дым по от­но­шению к вы­пол­не­нию тре­бова­ний де­ла и мяг­ким по от­но­шению к лю­дям. Ес­ли сос­лу­живец в чем-то не прав, то не обя­зательно до­казы­вать ему это при сви­дете­лях.

Не­обя­зательно нас­та­ивать на том, что­бы он пуб­лично приз­нал свою неп­ра­воту.

Те­кущее пси­хичес­кое сос­то­яние из­ме­ня­ет­ся в те­чение су­ток под вли­яни­ем раз­личных об­стоя­тельств, иног­да су­щес­твен­но. Каж­дый во­ен­нослу­жащий дол­жен оце­нивать, в ка­ком сос­то­янии он в дан­ный мо­мент на­ходит­ся, и учи­тывать это в це­лях пре­дуп­режде­ния кон­флик­тов, при­чиной ко­торых бу­дет собс­твен­ная раз­дра­жен­ность.

В про­цес­се вза­имо­действия стол­кно­вение ин­те­ресов раз­ных лю­дей и раз­ных со­ци­альных групп, ес­тес­твен­но, не­из­бежно. Не­об­хо­димо учи­тывать, что у ок­ру­жа­ющих так­же есть свои ин­те­ресы, и они име­ют пра­во от­ста­ивать их, а сле­дова­тельно, всег­да нуж­но быть внут­ренне го­товым к ре­шению воз­ни­ка­ющих проб­лем пу­тем сот­рудни­чес­тва, ком­про­мис­са.

Сле­ду­ет фор­ми­ровать у се­бя при­выч­ки тер­пи­мого и да­же за­ин­те­ресо­ван­но­го от­но­шения к про­тиво­полож­но­му взгля­ду, мне­нию или оцен­ке дру­гого че­лове­ка.

Не­об­хо­димо на­учиться де­лать доб­ро бес­ко­рыс­тно, не рас­счи­тывая на что-ли­бо вза­мен. Же­лательно не за­вышать свой прог­ноз в от­но­шении воз­можных пос­тупков ок­ру­жа­ющих.

При­емы и спо­собы кор­рекции сво­его от­но­шения и по­веде­ния в пред­кон­фликтной си­ту­ации с уче­том ка­честв сво­его оп­по­нен­та. В меж­личнос­тных кон­флик­тах учас­тие при­нима­ют не ме­нее двух лиц. Для вас они — оп­по­нен­ты. Для пре­дот­вра­щения на­меча­юще­гося кон­флик­та в воз­никшей пред­кон­фликтной си­ту­ации не­об­хо­димо так стро­ить свое по­веде­ние, что­бы учи­тывать всес­то­рон­ние ка­чес­тва сос­лу­жив­ца и прог­но­зиро­вать его ре­ак­цию на ва­ши пос­тупки и сло­ва. В этих ус­ло­ви­ях ва­ши действия, тре­бова­ния и по­веде­ние дол­жны иметь адек­ватную ре­ак­цию оп­по­нен­та.

Не тре­буйте от сос­лу­жив­цев не­воз­можно­го. Учи­тывайте, что их спо­соб­ности к раз­личным ви­дам де­ятельнос­ти раз­личны. Нап­ри­мер, ес­ли во­ен­нослу­жащий об­ла­да­ет не­раз­борчи­вым по­чер­ком, то бес­по­лез­но тре­бовать от не­го за­пол­не­ния слу­жеб­ной до­кумен­та­ции кал­лигра­фичес­ким по­чер­ком.

Не стре­митесь быс­тро, ра­дикально, пу­тем пря­мых воз­действий пе­ревос­пи­тать или «пе­реде­лать» че­лове­ка на свой лад. Та­кие по­пыт­ки час­то при­водят к рез­ко­му ухуд­ше­нию вза­имо­от­но­шений и не да­ют же­ла­емых ре­зульта­тов.

В про­цес­се об­ще­ния важ­но оце­нивать ак­ту­альное пси­хичес­кое сос­то­яние пар­тне­ра и из­бе­гать об­сужде­ния ос­трых проб­лем, ес­ли по­выше­на ве­ро­ят­ность аг­рессив­ной ре­ак­ции с его сто­роны. Не­об­хо­димо на­учиться оце­нивать его ак­ту­альное нас­тро­ение. Ес­ли он по­вышен­но аг­ресси­вен, то не­целе­со­об­разно на­чинать с ним об­сужде­ние ос­трой проб­ле­мы. В этом слу­чае проб­ле­ма, ско­рее все­го, не бу­дет ре­шена, и воз­мо­жен кон­фликт. Не­об­хо­димо выб­рать под­хо­дящее вре­мя.

Эф­фектив­ный спо­соб пре­дуп­режде­ния кон­флик­тов — свое­вре­мен­ная ин­форма­ция ок­ру­жа­ющих об ущем­ле­нии ва­ших ин­те­ресов. Ес­ли кто-ли­бо из сос­лу­жив­цев в сво­их пос­тупках или сло­вах на­носит вам оби­ду, не ис­клю­чено, что он де­ла­ет это не спе­ци­ально, да­же не до­гады­ва­ясь о том, что его по­веде­ние дос­тавля­ет вам яв­ный дис­комфорт. При этом не нуж­но тре­бовать от не­го ка­ких-то действий. Нуж­но прос­то ска­зать ему о том, чем зат­ро­нуты ва­ши ин­те­ресы. Ес­ли че­ловек дос­та­точ­но вос­пи­тан, то он из­ви­нит­ся и прек­ра­тит ущем­ле­ние ва­ших ин­те­ресов без до­пол­ни­тельных просьб.

В про­цес­се об­сужде­ния проб­ле­мы важ­но не пе­реби­вать оп­по­нен­та, а дать ему вы­гово­риться. Та­кая стра­тегия об­ще­ния с оп­по­нен­том поз­во­ля­ет ми­ними­зиро­вать его не­гатив­ные эмо­ции. Это очень важ­но для конс­трук­тивно­го улуч­ше­ния вза­имо­от­но­шений.

Для сох­ра­нения конс­трук­тивных вза­имо­от­но­шений важ­но не рас­ши­рять сфе­ру про­тиво­действия с оп­по­нен­том, не уве­личи­вать чис­ло об­сужда­емых проб­лем. Важ­но об­суждать с оп­по­нен­том только тот воп­рос, ко­торый не­об­хо­димо ре­шить. Не сто­ит пы­таться од­новре­мен­но об­суждать спо­собы ре­шения нес­кольких проб­лем, ес­ли все они вы­зыва­ют труд­ности в сог­ла­сова­нии ин­те­ресов.

Не за­гоняйте оп­по­нен­та в угол. Ес­ли он при­нял нег­ра­мот­ное ре­шение, то же­лательно от­ка­заться от пуб­лично­го ра­зоб­ла­чения его не­ком­пе­тен­тнос­ти. Че­ловек, пос­тавлен­ный в без­вы­ход­ную си­ту­ацию, уни­жен­ный и ос­кор­блен­ный, лег­ко идет на ос­трый кон­фликт ра­ди сох­ра­нения чес­ти и дос­то­инс­тва. По­это­му в лю­бой си­ту­ации важ­но ос­тавлять оп­по­нен­ту воз­можность «сох­ра­нить свое ли­цо», он дол­жен иметь пра­во от­сту­пить, сох­ра­нив при этом чувс­тво собс­твен­но­го дос­то­инс­тва.

В про­цес­се об­ще­ния же­лательно из­бе­гать крайних, жес­тких, ка­тего­рич­ных по фор­ме оце­нок лю­бых ас­пектов об­сужда­емых проб­лем, тем бо­лее по­зиции и лич­ности пар­тне­ра. Ка­тего­рич­ная фор­ма выс­ка­зыва­емых суж­де­ний спо­собс­тву­ет обос­тре­нию си­ту­ации об­ще­ния. Бе­запел­ля­ци­он­ное мне­ние вы­зыва­ет у со­бесед­ни­ка же­лание ос­по­рить его, да­же ес­ли оно по су­щес­тву пра­вильное.

Стра­тегии конс­трук­тивно­го раз­ре­шения кон­флик­та. В том слу­чае ес­ли пред­кон­фликтная си­ту­ация пе­рерос­ла в от­кры­тый кон­фликт, не­об­хо­димо при­ложить все уси­лия для его конс­трук­тивно­го раз­ре­шения. Большинс­тво ус­ло­вий и фак­то­ров ус­пешно­го раз­ре­шения кон­флик­тов но­сит пси­холо­гичес­кий ха­рак­тер, так как от­ра­жа­ет осо­бен­ности по­веде­ния и вза­имо­действия оп­по­нен­тов. На прак­ти­ке большинс­тво кон­флик­тов раз­ре­ша­ют­ся ли­бо си­ловым дав­ле­ни­ем од­ной из сто­рон дру­гой сто­роны (стра­тегии — кон­фрон­та­ция — ус­тупка), ли­бо пу­тем пе­рего­воров (стра­тегии — ком­про­мисс, сот­рудни­чес­тво — ком­про­мисс, сот­рудни­чес­тво).

Для дос­ти­жения ком­про­мис­сно­го ре­шения мо­жет быть ре­комен­до­ван от­кры­тый раз­го­вор.

Он мо­жет стро­иться по сле­ду­ющей схе­ме:

1) сле­ду­ет за­явить, что кон­фликт не­выго­ден обо­им;

2) пред­ло­жить кон­фликт прек­ра­тить;

3) приз­нать свои ошиб­ки;

4) сде­лать ус­тупки, где это воз­можно;

5) выс­ка­зать свои по­жела­ния об ус­тупках про­тиво­полож­ной сто­роны;

6) спо­койно, без не­гатив­ных эмо­ций об­су­дить вза­им­ные ус­тупки, при не­об­хо­димос­ти и воз­можнос­ти скор­ректи­ровать их;

7) ес­ли уда­лось до­гово­риться, то как-то за­фик­си­ровать, что кон­фликт ис­черпан.

Стра­тегия сот­рудни­чес­тва луч­ше все­го ре­али­зу­ет­ся с ис­пользо­вани­ем ме­тода «прин­ци­пи­альных пе­рего­воров».

1. Пос­та­райтесь от­влечь кон­флик­ту­юще­го от проб­ле­мы; пос­тавьте се­бя на его мес­то; не иди­те на по­воду у сво­их опа­сений; по­казы­вайте го­тов­ность ра­зоб­раться с проб­ле­мой; сох­ра­няйте твер­дость при ее ре­шении.

2. Про­яв­ляйте вни­мание к ин­те­ресам оп­по­нен­та; фик­си­руйте ба­зовые ин­те­ресы; ищи­те их об­щность; объяс­няйте жиз­ненность и важ­ность ва­ших ин­те­ресов; приз­на­вайте ин­те­ресы дру­гой сто­роны.

3. Пред­ла­гайте вза­имо­выгод­ные ва­ри­ан­ты; не ищи­те единс­твен­ный вы­ход из проб­ле­мы; рас­ши­ряйте круг ва­ри­ан­тов ее ре­шения; учи­тывайте пред­почте­ния дру­гой сто­роны.

4. Ис­пользуйте объек­тивные кри­терии: будьте от­кры­ты для до­водов дру­гой сто­роны; не под­да­вайтесь дав­ле­нию, только прин­ци­пу; по каж­дой час­ти проб­ле­мы ис­пользуйте объек­тивные кри­терии; ис­пользуйте нес­колько кри­тери­ев.

 

Ка­кие бы стра­тегии не выб­ра­ли сто­роны для конс­трук­тивно­го раз­ре­шения кон­флик­та, они дол­жны соб­лю­дать оп­ре­делен­ные пра­вила и при­емы.

1. По­иск об­щих или близ­ких по со­дер­жа­нию то­чек соп­ри­кос­но­вения в об­щих це­лях, ин­те­ресах яв­ля­ет­ся двус­то­рон­ним про­цес­сом и пред­по­лага­ет ана­лиз как сво­их це­лей и ин­те­ресов, так и це­лей и ин­те­ресов дру­гой сто­роны. Ес­ли сто­роны хо­тят раз­ре­шить кон­фликт, они дол­жны сос­ре­дото­читься на об­щих ин­те­ресах, а не на лич­ности оп­по­нен­та.

2. Прек­ра­щение кон­фликтно­го вза­имо­действия — пер­вое и оче­вид­ное ус­ло­вие на­чала раз­ре­шения лю­бого кон­флик­та. До тех пор по­ка бу­дут пред­при­ниматься ка­кие-то ме­ры с од­ной или с двух сто­рон по уси­лению сво­ей по­зиции или ос­лабле­нию по­зиции оп­по­нен­та с по­мощью на­силия, речь о раз­ре­шении кон­флик­та ид­ти не мо­жет.

3. Что­бы прис­ту­пить к раз­ре­шению кон­флик­та, не­об­хо­димо смяг­чить это не­гатив­ное от­но­шение. Глав­ное — сни­зить ин­тенсив­ность не­гатив­ных эмо­ций. Од­новре­мен­но це­лесо­об­разно пе­рес­тать ви­деть в оп­по­нен­те вра­га, про­тив­ни­ка. Важ­но по­нять, что проб­ле­му, из-за ко­торой воз­ник кон­фликт, луч­ше ре­шать со­об­ща.

4. Обе­им сто­ронам кон­флик­та, ре­шив­шим объеди­нить уси­лия по его за­вер­ше­нию, не­об­хо­димо учи­тывать ста­тус (дол­жностное по­ложе­ние) друг дру­га. Сто­рона, за­нима­ющая под­чи­нен­ное по­ложе­ние или име­ющая ста­тус млад­ше­го, дол­жна осоз­на­вать пре­делы ус­ту­пок, ко­торые мо­жет се­бе поз­во­лить ее оп­по­нент. Слиш­ком вы­сокие тре­бова­ния мо­гут спро­воци­ровать сильную сто­рону на воз­врат к кон­фликтно­му про­тиво­борс­тву.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: