Каждому известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно его разрешить. Конфликтология рассматривает пути, методы и способы предупреждения, разрешения и урегулирования конфликтов. Рассмотрим некоторые из них.
Для предупреждения конфликтов в воинских коллективах необходимо, во-первых, создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, а во-вторых, — использование субъективных способов предупреждения конфликтов. В то время, когда конфликт перешел в открытую стадию противостояния, на первое место выходят субъективные способы разрешения конфликтов.
Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, а также обеспечивающих продуктивное разрешение конфликтов, полностью относится к компетенции офицерского состава, поэтому рассмотрим только вторую составляющую технологии предупреждения и разрешения конфликтов — психологические субъективные способы и приемы.
Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций заключаются в выработке навыков неконфликтного поведения военнослужащих. Они достаточно разнообразны, имеют свои особенности в армии и в то же время типичны не только для воинских коллективов, но и для других коллективов, где могут возникать межличностные и межгрупповые конфликты.
Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих. Очевидно, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Культура взаимоотношений между военнослужащими основана на знаниях о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с сослуживцами, командирами и иными лицами.
Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.
Важным для военнослужащего при этом является умение извлекать все то полезное, что делает нас мудрыми и успешными. На основе полученных знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.
К числу наиболее значимых относятся умения:
§ быстро устанавливать контакты с окружающими;
§ производить благоприятное впечатление;
§ чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.
Культура взаимоотношений повышается при обретении военнослужащим следующих навыков:
§ предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;
§ убеждающего и внушающего воздействия на окружающих;
§ концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;
§ демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.
Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно автоматизируются во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки — устойчивые формы нашего поведения.
Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.
Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть:
§ публичные выступления на собраниях, занятиях и других мероприятиях;
§ самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;
§ индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;
§ самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение) и др.
Выполнение следующих практических рекомендаций позволит военнослужащему улучшить межличностные отношения с окружающими на основе установления взаимопонимания:
§ будьте обаятельными в процессе общения;
§ слушайте собеседника с большим вниманием;
§ подчеркивайте моменты общности;
§ выражайте искреннее одобрение;
§ общайтесь естественно;
§ демонстрируйте ваш интерес к другим;
§ показывайте ваши лучшие черты личности.
Дружба и войсковое товарищество. Дружба — одна из разновидностей неформальных взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку. Симпатия перерастает сначала в товарищеские отношения, а затем в дружеские. В основе дружбы лежит уважение личности товарища.
Уважение — это признание высоких нравственных качеств другой личности.
Сущность дружбы и ее значимость наш народ метко выразил в пословицах и поговорках:
§ «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»;
§ «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»;
§ «Чем крепче дружба, тем легче служба»;
§ «Дружба да братство сильней любого богатства».
§ Самой широкой разновидностью взаимоотношений людей, в том числе и в воинских коллективах, являются товарищеские отношения. Под войсковым товариществом понимаются устойчивые отношения военнослужащих, которые характеризуются общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу.
В армии и на флоте товарищеские отношения основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций, так как характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.
Отсюда устоявшаяся во времени и регламентированная уставом форма обращения военнослужащих друг к другу — товарищ.
В Российской Армии всегда особо почиталось войсковое товарищество. По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».
В 1913 г. Главным управлением военно-учебных заведений во все военные училища и кадетские корпуса были разосланы «12 заповедей товарищества».
1. «Товариществом называются добрые взаимоотношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании».
2. «Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью».
3. «На службе дружба желательна, товарищество же обязательно».
4. «Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества».
5. «Долг товарищества преклоняется перед долгом службы».
6. «Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным».
7. «Подчиненность не исключает взаимного товарищества».
8. «Подвод товарища под ответственность за свои поступки — измена товариществу».
9. «Товарищество прав собственности не уменьшает».
10. «Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение».
11. «Честь товарищей нераздельна».
12. «Оскорбление своего товарища — оскорбление товарищества».
Военное братство наиболее отчетливо проявляется среди военнослужащих советских и российских Вооруженных Сил — участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-афганцы, участники боевых действий на Северном Кавказе и других горячих точек с особым уважением относятся к памяти о военной службе и боевых товарищах, с которыми они не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга и стали роднее родных.
Критические высказывания — предпосылка к возникновению межличностного конфликта. По своей сущности любой человек всегда небезразлично относится к критическим высказываниям в свой адрес. Как правило, критика является непременным атрибутом служебных отношений и достаточно часто встречается во взаимоотношениях во внеслужебной сфере. Критические замечания командира подчиненному, критические высказывания военнослужащих, равных по статусу, в разговорах друг с другом могут служить предпосылкой конфликта.
Для предотвращения этого необходимо помнить, что критика должна основываться на следующих принципах: позитивизм, конструктивность, адресность и доброжелательность.
Чтобы критика не стала причиной межличностного конфликта, ее следует строить, учитывая следующие рекомендации:
§ исключать понятия, задевающие достоинство личности;
§ знать, где критика уместна (резкость в оценке ошибки вновь назначенного на должность, а также начинающего службу военнослужащего принесет больше вреда, чем пользы);
§ выражать доброжелательность.
Для повышения конфликтоустойчивости каждый военнослужащий должен формировать у себя конструктивно-философское отношение к критике, суть которого состоит в следующем:
§ критика в мой адрес — резерв самосовершенствования;
§ нет критики, из которой нельзя извлечь для себя пользы;
§ критика делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути; все, что я сделал, можно сделать лучше;
§ любая критика требует анализа;
§ меня критикуют, значит, верят в мои лучшие способности (качества) и мои перспективы; отсутствие критики в мой адрес — показатель безразличия ко мне.
Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует, и сделать для себя соответствующие выводы по коррекции поступков, действий, решений, поведения.
Приемы и способы коррекции своего отношения и поведения в предконфликтной ситуации. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами:
§ сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает на самом деле;
§ свести спор к шутке;
§ перевести разговор на другую тему;
§ уступить, если проблема спора неособенно важна и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации;
§ сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например завтра (когда эмоции улягутся).
Военнослужащему необходимо быть твердым по отношению к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям. Если сослуживец в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это при свидетелях.
Необязательно настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту.
Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Каждый военнослужащий должен оценивать, в каком состоянии он в данный момент находится, и учитывать это в целях предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.
В процессе взаимодействия столкновение интересов разных людей и разных социальных групп, естественно, неизбежно. Необходимо учитывать, что у окружающих также есть свои интересы, и они имеют право отстаивать их, а следовательно, всегда нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса.
Следует формировать у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному взгляду, мнению или оценке другого человека.
Необходимо научиться делать добро бескорыстно, не рассчитывая на что-либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.
Приемы и способы коррекции своего отношения и поведения в предконфликтной ситуации с учетом качеств своего оппонента. В межличностных конфликтах участие принимают не менее двух лиц. Для вас они — оппоненты. Для предотвращения намечающегося конфликта в возникшей предконфликтной ситуации необходимо так строить свое поведение, чтобы учитывать всесторонние качества сослуживца и прогнозировать его реакцию на ваши поступки и слова. В этих условиях ваши действия, требования и поведение должны иметь адекватную реакцию оппонента.
Не требуйте от сослуживцев невозможного. Учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны. Например, если военнослужащий обладает неразборчивым почерком, то бесполезно требовать от него заполнения служебной документации каллиграфическим почерком.
Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать или «переделать» человека на свой лад. Такие попытки часто приводят к резкому ухудшению взаимоотношений и не дают желаемых результатов.
В процессе общения важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны. Необходимо научиться оценивать его актуальное настроение. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае проблема, скорее всего, не будет решена, и возможен конфликт. Необходимо выбрать подходящее время.
Эффективный способ предупреждения конфликтов — своевременная информация окружающих об ущемлении ваших интересов. Если кто-либо из сослуживцев в своих поступках или словах наносит вам обиду, не исключено, что он делает это не специально, даже не догадываясь о том, что его поведение доставляет вам явный дискомфорт. При этом не нужно требовать от него каких-то действий. Нужно просто сказать ему о том, чем затронуты ваши интересы. Если человек достаточно воспитан, то он извинится и прекратит ущемление ваших интересов без дополнительных просьб.
В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, а дать ему выговориться. Такая стратегия общения с оппонентом позволяет минимизировать его негативные эмоции. Это очень важно для конструктивного улучшения взаимоотношений.
Для сохранения конструктивных взаимоотношений важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем. Важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов.
Не загоняйте оппонента в угол. Если он принял неграмотное решение, то желательно отказаться от публичного разоблачения его некомпетентности. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острый конфликт ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.
В процессе общения желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера. Категоричная форма высказываемых суждений способствует обострению ситуации общения. Безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.
Стратегии конструктивного разрешения конфликта. В том случае если предконфликтная ситуация переросла в открытый конфликт, необходимо приложить все усилия для его конструктивного разрешения. Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. На практике большинство конфликтов разрешаются либо силовым давлением одной из сторон другой стороны (стратегии — конфронтация — уступка), либо путем переговоров (стратегии — компромисс, сотрудничество — компромисс, сотрудничество).
Для достижения компромиссного решения может быть рекомендован открытый разговор.
Он может строиться по следующей схеме:
1) следует заявить, что конфликт невыгоден обоим;
2) предложить конфликт прекратить;
3) признать свои ошибки;
4) сделать уступки, где это возможно;
5) высказать свои пожелания об уступках противоположной стороны;
6) спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
7) если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Стратегия сотрудничества лучше всего реализуется с использованием метода «принципиальных переговоров».
1. Постарайтесь отвлечь конфликтующего от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу у своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; сохраняйте твердость при ее решении.
2. Проявляйте внимание к интересам оппонента; фиксируйте базовые интересы; ищите их общность; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы другой стороны.
3. Предлагайте взаимовыгодные варианты; не ищите единственный выход из проблемы; расширяйте круг вариантов ее решения; учитывайте предпочтения другой стороны.
4. Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев.
Какие бы стратегии не выбрали стороны для конструктивного разрешения конфликта, они должны соблюдать определенные правила и приемы.
1. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в общих целях, интересах является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на общих интересах, а не на личности оппонента.
2. Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
3. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное — снизить интенсивность негативных эмоций. Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща.
4. Обеим сторонам конфликта, решившим объединить усилия по его завершению, необходимо учитывать статус (должностное положение) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком высокие требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.