Сегодня, в период становления нового российского государства, основанного, с одной стороны, на принципах мировой демократии и непреходящих человеческих ценностей, а с другой стороны, на великой истории России, особое значение в деле воспитания военнослужащих имеет пропаганда героического прошлого нашего народа и боевых традиций российской армии и флота.
В России борьба за независимость своей Отчизны всегда считалась делом чести. Всякий раз, когда над Родиной нависала опасность иноземного порабощения, русские воины проявляли поразительные примеры храбрости и героизма. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его непреходящие ценности — верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества — сохранялись как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск.
|
|
Особенно велики заслуги в этой области Петра I, П.А.Румянцева, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова, В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, Н.Д.Скобелева.
Выдающийся полководец М.В.Фрунзе считал традиции русской армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии бойцами героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы «память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалась из поколения в поколение новым составам полков дивизии».
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации — это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения военнослужащих в военное и мирное время, которые побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему Отечеству.
К ним относятся следующие традиции:
§ беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;
§ непримиримость к врагам Отечества, высокая бдительность;
§ верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;
|
|
§ любовь к родной армии и флоту, своей части, кораблю;
§ верность Боевому Знамени, Военно-морскому флагу;
§ постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;
§ войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.
Изучение молодежью боевых воинских традиций способствует формированию у будущего воина высоких морально-психологических качеств, необходимых для достижения высоких показателей в военной службе в мирное время и победы в современном бою.
Воспитание военнослужащих на боевых традициях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует части и подразделения, поднимает моральный дух личного состава Вооруженных Сил. Они помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.
Воспитательное воздействие боевых традиций заключается в силе примера, который побуждает новые поколения военнослужащих идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине.
От защитников Отечества Александра Невского, Минина и Пожарского проходит историческая нить к Отечественной войне 1812 г., а от нее — к героическим подвигам советских воинов в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Известно, что в годы Великой Отечественной войны сотни советских солдат, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 чел. за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В советских Вооруженных Силах были не только сохранены лучшие традиции русской дореволюционной армии, но и введены новые, отражающие новые реалии общественной жизни. Так, например, в честь героизма дедов и отцов, защищавших нашу Отчизну, молодые воины стали давать торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за ее свободу и независимость.
Наряду с боевыми воинскими традициями, унаследованными от прошлых поколений, в современной Российской Армии и на Флоте и сегодня возникают новые традиции, связанные с учебно-боевой подготовкой военнослужащих в отдельных подразделениях и частях Вооруженных Сил.
Одной из них, например, является традиция прохождения испытаний на право ношения крапового берета в частях специального назначения внутренних войск. Кроме спецназа внутренних войск традиция сдавать экзамен на «краповый берет» прижилась еще в нескольких элитных подразделениях МВД, например, в отряде милиции специального назначения ГУВД Москвы, отряде спецназа ГУИН «Факел», в некоторых СОБРах и ОМОНах.
Берет, как элемент формы одежды, популярен во многих армиях мира и в основном является отличительным признаком спецназа и других элитных подразделений. В частях спецназа внутренних войск его цвет — зеленый.
|
|
В Положении «О квалифицированных испытаниях военнослужащих на право ношения крапового берета» говорится: «Краповый берет является символом подразделений специального назначения. Его полагается носить только тем военнослужащим, которые достойны данного права по своим профессиональным, физическим и моральным качествам».
Конкурс — экзамен сдают как солдаты, так и офицеры. Он состоит из трех этапов.
Первый этап рассчитан на демонстрацию физической подготовки: 8 км кросса по пересеченной местности с последующим спринтом на 100 м. Большая часть дистанции либо преодоление водных преград, болот по грудь в прогнившей застойной воде либо форсирование «зараженной» местности с противогазом. Здесь участникам приходится преодолевать специальные полосы препятствий типа минных полей, задымленных участков либо пожаров. Периодически приходится ползти или перемещаться перебежками под настоящим стрелковым огнем. На всей дистанции действует специальная группа «психологической обработки». Бойцы этой группы бегут рядом с бойцами-конкурсантами, кричат на них, поливают грязью и водой, бросают под ноги взрывпакеты. С ними нельзя спорить, их нельзя обзывать, тем более применять против них физическую силу.
Завершив эту часть практически без перерыва, солдат должен пробежать спринтерскую дистанцию: 4 × 100 м. Потом подтягивание и акробатика. Засчитываются только отличные оценки.
Второй этап начинается сразу же за первым. Каждый конкурсант должен на «отлично» отстреляться из противотанкового гранатомета РПГ-7, автоматического гранатомета АГС-17, пулеметов ПК или ПКТ, автомата АК74М, пистолетов Макарова или Стечкина, снайперской винтовки СВД. Производя стрельбу из СВД, оснащенной непристрелянным прицелом, стрелок должен сделать всего два предварительных выстрела и суметь произвести поправки и по горизонтали, и по вертикали. Серией из двух групп по два патрона стрелок должен «уложить» две мишени на дальних рубежах.
|
|
После стрельбы кандидат получает приказ: «Вперед! Заложники по центру (справа или слева)». Осуществляя взятие штурмом, боец четырьмя выстрелами из пистолета обязан поразить две мишени. И, наконец, в конце этого этапа испытуемый подбегает к столу, на котором лежат узлы радиостанции. Он быстро собирает их, выходит на связь с КП и дает сообщение о том, что боец такой-то продолжает выполнять задание.
Третий этап, пожалуй, самый тяжкий. Длится он всего 12 мин, но бойцы часто называют его «12 минут ада»: 12 мин разделены на периоды 4 × 3 мин. Именно это и есть продолжение рукопашной схватки. Каждый раунд — с новым (свежим) противником, подтвержденным «краповым беретом». В этом жестком поединке очень мало запретов:
§ не бить в пах;
§ не бить по позвоночнику локтем;
§ не бить по локтю прямой ногой.
Все остальное разрешено. Тем, кто сдал этот жестокий экзамен, вручается краповый берет и тем самым он принимается в элитную группу тех избранных, которые смогли доказать, что они лучшие из лучших.
Сама церемония награждения проводится в торжественной обстановке. Военнослужащий, принимая награду, становится на одно колено, снимает с головы зеленый берет, целует краповый. Поднимаясь с колен, он произносит: «Служу Отечеству и cпецназу!» Даже самых мужественных солдат и офицеров в момент получения берета нередко «прошибает» слеза.
Совет «краповых беретов», который есть в каждом крупном подразделении спецназа, может лишить военнослужащего права ношения крапового берета за определенные проступки. Один из самых тяжких грехов — рукоприкладство по отношению к своим товарищам или военнослужащим других подразделений. Есть и специальный ритуал лишения крапового берета.
Происходит это так: строится личный состав подразделения в краповых беретах и при государственных наградах; нарушитель встает на правый фланг; под барабанную дробь объявляется приказ о лишении права ношения крапового берета. К нарушителю подходит командир и срывает с его головы берет. После этого провинившийся с личными вещами уходит в пехотное подразделение, а в тот момент, когда проходит мимо строя, каждый военнослужащий поворачивается к нему спиной. После этого он не имеет права переступить порог подразделения спецназа. Естественно, такой ритуал воспитывает людей лучше всяких слов.
Необходимо обратить внимание на факт, характеризующий уровень квалификации «краповых беретов», о котором нельзя не сказать. С момента введения в спецназе «краповых беретов» ни один «краповик» во время боевых действий в горячих точках не попал в руки боевиков живым.