К каждому возрастному периоду ребенка необходимо подбирать особенные игрушки. Чем старше ребенок, тем сложнее можно подобрать ему игрушку. Но в любом случае не забывайте о том, что игрушки для детей должны быть безопасны для здоровья. А перед тем, как дать игрушку в руки малышу, ее необходимо вымыть.
Возраст ребенка | Игрушки |
Ребенку до 1 месяца | Новорожденные дети еще плохо видят, поэтому им подойдут игрушки, стимулирующие развитие этих чувств. Например, это крупные погремушки яркого цвета, мячи с контрастными цветами или неваляшки. |
Ребенку от 1 до 3 месяцев | Ребенок начинает держать голову, хорошо видеть и слышать, развивается кисть руки. Следует подбирать игрушки, которые ребенку удобно хватать и слушать, такие, как звонкие погремушки, шуршащие кубики. Такие игрушки развивают моторику рук. Выбирайте игрушки различной текстуры, которые издают разные звуки. |
Ребенку от 3 до 6 месяцев | Малыш начинает хватать предметы, ползать, у малыша режутся зубки и он все тянет в рот. Выбирайте не большие (но и не слишком мелкие) игрушки, хорошо подойдут для этого возраста резиновые пищащие игрушки. Не менее полезны становятся пирамидки, матрешки, кубики. Можно давать ребенку книги из картона или мягкие, с яркими картинками, малыши с удовольствием рассматривают подобные книжки вместе с родителями. |
Ребенку от 6 до 9 месяцев | Малыш сидит без поддержки. Ему нравятся разные шарики, звенящие игрушки, которые он любит выбрасывать из кроватки на пол. Начинайте читать малышу детские стихи и сказки и включайте ему музыку. |
Ребенку от 9 до 12 месяцев | Малыш начинает ходить с поддержкой и без. В этом возрасти дети очень любят игрушки, расширяющие свободу их действий – ходунки, прыгунки, качели, детские игровые домики. Игрушки для мальчиков - это машинки, для девочек – куклы, и, несомненно, ни один ребенок не откажется от приятной мягкой игрушки, к тому же еще и музыкальной. |
Поведение и воспитание ребенка первого года жизни
|
|
Поведение ребенка | Воспитательные воздействия. |
Новорожденный ребенок в основном спит (4-11 раз за день). Бодрствует 15-20 минут, при плаче успокаивается, если взять на руки, на ласковую речь. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро его теряет. При правильном «воспитании» в 4 – 6 недель появляется осознанная улыбка адресованная маме. | · много ласково разговаривать · часто брать на руки, прикасаться (гладить спинку, животик) · не оставлять без внимания его плач · адекватно удовлетворять все его жизненные потребности · проводить закаливание |
После месяца увеличивается период бодрствования до 30-40 минут. Малыш следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним, появляется сосредоточение на лице взрослого, «гуление» в ответ на мелодичную речь | Игрушки надо подвешивать на расстоянии 50 – 70 см от груди, они должны быть крупные, яркие, простой формы, немногоцветные, т.к. обилие цветов утомляет ребенка. С 1 - 1,5 месяцев обязательно ежедневно делать массаж, сопровождая все свои действия ласковой речью. |
К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радостное поведение младенца при виде взрослого (улыбка, движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спины, вокализации – вскрики, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк», и т.д.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуу-лллииии») «Комплекс оживления» - это призыв взрослого к общению! Малыш учится захватывать игрушки в кулачок, подносит их к лицу, тянет в рот. | 1. Необходимо поддерживать комплекс оживления. 2. Ребенок большую часть бодрствования должен проводить в положении на животе. Это способствует нормальному психомоторному развитию: · укрепляются мышцы спины, шеи, рук · малыш учится ползать (а ползанье гармонично развивает все мышцы) · улучшается обзор предметов · лучше отходят газы при метеоризме) Игрушки должны быть удобные для захватывания кулачком, их надо прикладывать к ладошкам, побуждая захват. |
Во втором полугодии младенец начинает понимать речь («ладушки», «до свидания», названия предметов, – находит их взглядом на вопрос взрослого «Где?…»). Это понимание речи называют пассивной речью. Начинает произносить слоги «ба-ба-та» «ма-ма-да-да» (лепетная речь). Подолгу с удовольствием выполняет действия с предметами, может некоторые действия производить по просьбе взрослого. Все, что ребенок делает руками – собирает или разбрасывает игрушки, трогает, ощупывает, ломает, опрокидывает предметы, рвет бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. К году появляется активная речь – малыш произносит 8 – 10 – 12 упрощенных слов.(Ра) При правильном воспитании ребенок к году имеет ряд навыков самообслуживания. | С ребенком следует много разговаривать, называть ему все предметы и действия с ними, комментировать вслух все моменты ухода. Игрушки должны быть более разнообразные, сложные, звучащие, двигающиеся, разборные, из различных материалов (пластмассовые, меховые, резиновые). Не подвешивать, а выкладывать в кроватку, манеж, на пол. Для развития действий с предметами давать коробочки, ведра с крышками, кастрюльки, пирамидки, матрешки. Надо показать ему возможности манипулирования с этими предметами (открывать – закрывать, заполнять, вкладывать – выкладывать). С 10 месяцев ребенку надо показывать картинки, читать книжки–потешки. Всячески поощрять стремление к самостоятельности. Принципы воспитания: · поощрение, а не наказание · последовательность, систематичность · единство требований · сочетание требовательности с уважением к ребенку |
|
|