Дать понятие методики как науки.
Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета.
Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как:
- имеет свою научную основу;
- имеет свои методы исследования;
- имеет экспериментально - техническую базу;
- имеет предмет изучения.
Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией.
OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ
Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов:
- принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности.
- приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения.
|
|
- средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические.
- система обучения - включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи.
Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося
В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету.
В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д):
1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка;
2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку;
3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..).
Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.
|
|
Охарактеризовать основные методические категории: принцип, метод, методический прием, средство.
Дидактические принципы:
1. Общедидактические:
1. Принцип воспитывающего обучения
2. Принцип научности – отбор языкового и реч. материала, раскрытие изучаемых явлений, понятия закономерностей проводится в полном соответствии с требованиями науки. Кроме того, реализуется в определении содержания обучения соответственно уровню современных знаний о яз., речи и реч. деят-ти чел-ка;
3. Принцип сознательности —требующие от учащегося сознательного подхода к изучаемому материалу и своим учебным действиям, а также умение учащихся осмысливать, творчески перерабатывать и применять получаемые знания.
4. Принцип активности - в обучении ИЯ обуславливается тем, что объектом обучения при этом является речевая деятельность, что связано с мобилизацией сил человека для выполнения мыслительных и речевых операций, с напряжением внимания, воли, активизации мыслительных действий
5. Принцип систематичности — обуславливается особенностями познавательной деятельности учащихся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. При изучении ИЯ материал организуется концентрически, постепенно усложняются речевые операции и действия;
6. Принцип доступности - обучение должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объёму был посилен учащимся;
7. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся - изучив личностный статус каждого ученика, направить свои усилия максимальное использование индивидуальных возможностей учеников, вскрытие внутренних резервов личности.
2. Специфические:
1. Принцип коммуникативности – предполагает, что обучение ИЯ осуществляется через общение, в ситуациях, максимально приближенных к реальной коммуникации.
2. Принцип взаимодействия обучающих видов речевой деятельности – овладение новым языковым материалом осуществляется, если новый учебный материал пропускается через 4 вида речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письменная речь.
3. Принцип учета родного языка – предусматривает выявление трудностей, вызванных различиями в системе изучаемого и родного языков с целью преодоления отрицательного влияния родного языка.
4. Принцип обучения в контексте диалога культур – изучая язык мы параллельно изучаем культуру носителей языка.
- методы обучения – способ организации учебно-воспитательной деятельности. Схематизированный и проектируемы учителем способ деятельности. Всегда осознан. Также, это определенная система приемов
- приемы обучения – действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения
- средства обучения – то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса
- система обучения – включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи.
Сравнить аудиолингвальный и аудиовизуальный метод обучения ИЯ
Аудиолингвальный метод – метод обучения ИЯ, предусматривает в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное воспроизведение вслед за диктором единиц языка, фонем, словосочетаний, фраз, текстов, что ведет к образованию речевых автоматизмов.
Цель: всестороннее овладение ИЯ
Основное средство обучения – устная речь. Язык- средство устной коммуникации. Предполагались задания в форме диалога, т.е. в основе – диалог. Основная единица- предложение.
Основатели метода впервые рекомендовали использование лингафонного оборудования. Поскольку из начального обучения исключается чтение, то задачи обучения в рецептивном плане ограничиваются развитием умения понимать иностранную речь в нормальном темпе на структурном материале, по объёму большем, чем учащийся сам сможет воспроизвести.
|
|
Принципы: опережающее обучение устной речи; структурный подход; максимальное ограничение лексики в процессе овладения произношением и грамматическими структурами; практическая направленность занятий; немедленное подкрепление.
Интуитивное овладение преобладало над осознанным.
Предполагались задания в форме диалога, т.е. в основе – диалог. Основная единица- предложение.
Упражнения: имитационные, подстановочные, трансформационные, вопросно-ответные.
Недостаток: это был этап тренировки, не было применения;интуитивность; акцент на слуховое восприятие, в то время как многие лучше воспринимают визуально, лексика была недооценена.