Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.
Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство.
Содержание обучения чтению включает в себя три компонента:
Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность).
Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности.
|
|
Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток.
Виды чтения:
1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя;
2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное
3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных).
4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное;
5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое;
6) по месту: 1. классное, 2. домашнее;
7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное
Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста.
|
|
Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.
Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.
Охарактеризовать методику обучения чтению с охватом полной информации.
Изучающее чтение – предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации (75-100%).
I. Предтекстовый этап
· Соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом);
- заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов;
- соотнесите слова с дефинициями;
- соотнесите слова с переводом.
· Расширение потенциального словаря учащихся:
- просмотрите текст и скажите, сколько слов общего корня в нем содержится (синонимы, антонимы, словообразование)
· Распознавание значения грамматических явлений:
- выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте его перевод;
- определите степени сравнения;
- найдите подлежащее;
- напишите 3 формы глагола.
· Прогнозирование языковых средств и содержания текста:
- прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя;
- прочтите заглавие и скажите, о чем будет речь (или на картинки);
· Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем
- найдите значение слова, форма которого не совпадает со словарной формой;
Пронумеруйте слова в списке так, чтобы расположить их по алфавиту.
II. Текстовый этап
· Выделение в тексте ключевых предложений (слов):
- проверка техники чтения;
- прослушайте и повторите за диктором;
- читайте предложения по цепочке.
· Контроль понимания текста на уровне значений и смысла:
- ответьте на вопросы;
- True or False?
- заполните пропуски.
· Выделение основных частей (смысловых опор) текста;
· Соотнесение отдельных частей текста:
- прочитайте (вторично) третий абзац текста и найдите подтверждение факту, изложенному в предыдущем абзаце.
· Сокращение (перифраз) текста:
- замените данные предложения более краткими синонимичными оборотами.
· Анализ трудных в языковом отношении предложений текста и их перевод:
- определите основной абзац и переведите.
III. Послетекстовый этап
Формирование речевых навыков на основе упражнений:
·Определение познавательной ценности прочитанного
·Развитие умений МР на материале текста
-Пересказ текста
·Написание аннотации текста