Охарактеризовать групповой метод организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке

 

Групповой метод – основа проблемного обучения.

Цель: сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции, развить определенные коммуникативные качества личности.

Основа использования группового метода: 1) теория социальной взаимозависимости – совместные усилия базируются на внутренней мотивации; 2) когнитивно-развивающая теория – обращает внимание на развитие отдельной личности внутри группы;

3) бихевиористская теория – групповые усилия увеличиваются благодаря мотивации получить вознаграждение.

Данные теории предполагают, что групповое обучение дает лучший результат, чем соревновательное или индивидуальное обучение, так как цель достигается совместными усилиями.

Элементы группового метода: 1. позитивная взаимосвязь – каждый ученик должен чувствовать ответственность за изучение передаваемого материала, а также за то, чтобы все этот материал изучили;

 2. индивидуальная ответственность – деятельность каждого оценивается посредством индивидуального тестирования, объяснения одногруппникам своего материала, наблюдением за группой и документированием вклада каждого члена группы.

3. стимулированное взаимодействие – учитель обеспечивает стимулирование учащимся успехов друг друга.

4. социальные навыки – учитель учит учащихся необходимым социальным навыками и обеспечивает их использование.

5. процесс групповой работы – учитель обеспечивает условия, чтобы у учеников было время включиться в групповой процесс.

Виды групповой работы: дифференцированная (выполняют разные задания) и единая (выполняют одинаковые задания).

Требования к заданиям для групповой работы:

1. Задания должны способствовать возникновению различных мнений, т.е. задания должны быть проблемными.

2. Задания должны иметь относительно высокую степень трудности.

3. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные части, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся.

Контроль результатов итоговой работы:

 - зачет по «вертикали» (зачет принимают наиболее подготовленные ученики у учащихся данного класса);

 - зачет по «горизонтали» (одна группа принимает зачет у другой);

 - зачет принимает учитель и его ассистенты;

 - «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов учащиеся или данной группы, или параллельной, или параллельного класса;

 - учитель сам выбирает учащегося, который должен отчитаться за задание;

 - тестирование.

Групповое обучение можно применять на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, а также при обучении диалогической речи и общению на иностранном языке.

Деление на группы: 1. соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). 2. при формировании малых групп рекомендуется стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки. 3. Надо позаботиться и о разнообразии социально-психологических характеристик и психологической совместимости; оптимальный размер группы – 4 человека.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: