Дать представление о методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке

М.М. Левина выделяет следующие особенности методов:

- Метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектированный учителем способ деятельности. Он обязательно осознан.

- Метод должен обязательно соответствовать цели урока, если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов.

- Метод не может быть неправильным. Неправильным может быть его применение.

- Каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые в метод, образуют зону его приложимости и действительности.

- Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без её объекта, и нет метода без деятельности. Он определяет движение её совокупности средств, предназначенное учителем для решения поставленной задачи.

Метод – определённая система приёмов.

Напр.: Учитель сообщает факты, показывает предметы, объясняет суть явления. Если среди этих приёмов ведущее место занимают приёмы объяснения, то метод преподавания – объяснительный.

Ю.К. Бабанский сформулировал 6 основных критериев выбора методов обучения.

1) Исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока, их максимальная направленность на решение всех 3 её аспектов.

2) Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3) Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников, т.к индивидуальные, групповые формы познавательной деятельности требуют различных методов обучения.

4) Полное соответствие реальным учебным возможностям школьников.

5) Соответствие выбора методов обучения своим возможностям.

6) Соответствие методов обучения принципам дидактики.

Классификация методов обучения:

1) По источникам знаний (словесный, наглядный, практичный)

2) По степени взаимодействия учащихся (беседа, изложение)

3) В зависимости от конкретной дидактической задачи (подготовка к восприятию, объяснение, закрепление и тд.)

4) По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе (проблемный, объяснит – иллюстративный, репродуктивный).

5) По принципу расчленения (сравнительный, обобщающий, аналитический, исследовательский, синтетический).

 По характеру движения мысли, от незнания к знанию (индуктивный, дедуктивный, традуктивный).



Факультативные занятия по иностранному языку.

Факультативный курс является важной составной частью системы обучения иностранному языку и органически связан с обязательным курсом целями и содержанием и обогащает его. Учащиеся получают возможность участвовать в факультативных занятиях по предмету

добровольно. Изучение иностранного языка учащимися в обязательном и факультативном курсах может обеспечить им возможность лучше усваивать язык, читать и говорить на нем. Программы факультативных курсов разрабатывает Ми­нистерство образования, либо создаются авторские факультативные курсы. Отличие факультативного курса от обязательного заключается в методах и приемах обучения, его организации. Основное внимание уделяется практике речи. Знакомство с новым материалом распространяется на лексику. Хотя нового грамматического материала не предусматривается, однако у отдельных учащихся возникает потребность повторения или систематизации каких-то грамматических явлений Тренировка должна быть подчинена применению и проходить через выполнение разных речевых упражнений. Программа указывает на усиление проблемно-дискуссионной ориентированности всего процесса обучения, и в частности говорения, что позволяет повысить речемыслительную активность учащихся, мотивированность и самостоятельность их высказываний. Чтобы дискуссия состоялась учащихся нужно обеспечить языковым материалом. Это предполагает рациональное использование двух форм речи: подготовленной и неподготовленной.

 

Подготовленная речь обеспечивает неподготовленную. т.е. речь на основе нового стимула без всяких опор. Для этого создаются ситуации, что даёт стимул свободному высказыванию. Проблему можно ставить при помощи видео фильма, учебного фильма, текста. Занятия факультатива обеспечивают учащимся возможность больше читать на иностранном языке. Самое главное в работе по чтению- вызвать потребность в чтении.

Формированию групп желательно провести весной по результатам учебного года. В группе должно быть не мене 10 человек из одного класса или параллельных классов.

Факультативные занятия должны включаться в расписание и проводиться до или после уроков по I часу в неделю. Занятия отличаются по структуре и организации: во- первых, в более свободном построении и во-вторых, в большей речевой направленности. Особенностью организации является отсутствие отметок, уменьшение домашнего задания, демократический, а не авторитарный стиль работы учителя. Поощрением успеха учащихся может быть отзыв учителя, популяризация в стенгазете. Формой контроля работы группы могут быть регулярно проводимые вечера, олимпиады, конкурсы.

Большое значение имеет пропаганда факультативного кура. Главная роль в пропаганде принадлежит хорошо налаженному обучению иностранного языка в рамках обязательного курса.

Именно обязательный курс, его результативность, для учащихся создает престиж предмету, что вызывает у учащихся желание углубить и расширить свои знания по предмету.



Ролевая игра.

Ролевая игра (РИ) - это методический приём, предусматривающий создание ситуаций общения, которые пробуждают учащегося к импровизации речевого/ неречевого поведения в соответствии с характером получаемых роли, меж-ролевых и межличностных отношений.

РИ согласно коммуникативное ситуации могут быть:

● РИ этикетного содержания (в гостях: правила Дорожного движения)

● Имитационная РИ познавательного содержания (экскурсия по театру Шекспировского времени)

● Деловая игра (проект школы будущего)

● РИ бытового содержания (визит к врачу)

Цель РИ - формирование и развитие речевых навыков и умений. Она характерна особым отношением к окружающему миру, субъективной деятельность участников, социально значимым видам деятельности, особыми условиями процесса усвоения знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: