Сборник театрализованных игр, направленных на
Обогащение словаря детей среднего возраста
Камышлов, 2020.
Исполнитель: Качусова Валентина Владимировна, студентка 41 ДО группы, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Руководитель: Ганина Татьяна Викторовна, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Для дошкольных образовательных организаций. – Камышлов: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 2020 - 41 стр.
© Качусова В.В., 2020
© Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
|
|
Оглавление
Пояснительная записка. 4
Театрализованные игры. 7
1. «Теремок». 7
2. «Колобок». 12
3. «Репка». 16
4. «Цыпленок». 18
5. «Сказка о глупом мышонке». 20
6. «Заюшкина избушка». 24
7. «Жихарка». 26
Театрализованные игры-импровизации. 29
1. «Выразительная мимика». 29
2. «Телефон». 30
3. «Игра на развитие пластической выразительности движений тела и мимики лица» 31
4. «Игра на развитие творческого воображения». 32
Сценки для праздников. 34
1. «Сценка к празднику «9 мая». 34
2. «Сценка к празднику «День здоровья». 35
3. «Сценка к празднику «День подснежника» (19 апреля). 39
Список литературы.. 43
Пояснительная записка
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Целью данного сборника является отбор и систематизация театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи сборника:
1) развивать интерес к литературе и театру, психические процессы (памяти, внимания, речи, мышления), развивать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
|
|
2) развивать и активизировать словарный запас детей среднего дошкольного возраста, навыки правильной речи, грамматического строя речи.
3) воспитать любовь, доброту, бережное отношения к окружающему миру через сказку.
Виды театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации.
Виды игр-драматизаций:
· Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
· С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
· Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
· Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.
В данном сборнике представлены театрализованные игры-драматизации:
Первый раздел «Театрализованные игры». В данном разделе представлены 7 театрализованных игр, направленных на расширение игрового опыта, активизацию и развитие словарного запаса, развитие позиции «артист», на самовыражения и самореализации ребенка. В данном разделе представлены театрализованные игры: конусный театр, театр масок, театр кукол Бибабо, игры-драматизации.
Второй раздел «Театрализованные игры-импровизации». В данном разделе представлены 4 театрализованные игры-импровизации, направленные на эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Третий раздел «Сценки для праздников». В данном разделе представлены 3 театрализованные игры, имеют нравственную направленность это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Театрализованные игры подобраны с учетом цели и задач, которые являются специфичными для данной возрастной группы (4-5 лет): развивают словарный запас детей среднего дошкольного возраста, формируют умение выделять признаки предметов, совершенствуют знания об окружающем мире, развивают диалогическую речь, воспитывают умение правильно оценивать действия собственные и персонажей.Театрализованные игры подобраны с учетом цели и задач, которые являются специфичными для данной возрастной группы (4-5 лет): развивают словарный запас детей среднего дошкольного возраста, формируют умение выделять признаки предметов, совершенствуют знания об окружающем мире, развивают диалогическую речь, воспитывают умение правильно оценивать действия собственные и персонажей.
Театрализованные игры.
Теремок»
Педагогическая цель: формирование у детей интереса к театрализованным играм, способствовать активизации и развитию словаря детей по теме дикие животные.
Игровая задача: развивать умения согласовывать свои действия с другими детьми,
Оборудование к игре: на конусы наклеены герои сказки, два домика (большой и маленький), стол для разыгрывания сказки.
Предварительная работа: знакомство с содержанием русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций по данной сказке, разучивание слов героев сказки. Воспитатель вместе с детьми распределяет роли (остальные дети становятся зрителями).
|
|
Ход игры:
МЫШКА:
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
(Мышка входит в теремок. На поляну выходит Лягушка, направляется к теремку.)
ЛЯГУШКА:
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
(Мышка показывается из домика.)
МЫШКА:
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
МЫШКА:
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
(Лягушка входит в дом. На поляну выходит Зайчик и направляется к теремку.)
ЗАЙЧИК:
Что за славный теремок
Он не низок не высок
Кто тут в тереме живет?
МЫШКА:
Мышка здесь живет норушка.
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
ЗАЙЧИК:
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
ЛЯГУШКА и МЫШКА:
Оставайся с нами!
(Зайчик заходит в дом. На поляну выходит Лиса и направляется к теремку.)
ЛИСА:
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Кто тут в тереме живет?
МЫШКА:
Мышка здесь живет норушка.
ЛЯГУШКА:
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
ЗАЙЧИК:
И Зайчик-побегайчик!
ЛИСА:
А я кумушка краса
Очень рыжая Лиса.
ЗАЙЧИК:
Заходи, кума, смелее,
Вместе будет веселее!
(Лиса входит в дом.)
ЛИСА:
Лучше дома в мире нет!
(На поляну выходит Волк и подходит к теремку.)
ВОЛК:
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
(Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.)
МЫШКА:
Мышка здесь живет норушка.
ЛЯГУШКА:
И Лягушка-поскакушка.
ЗАЙЧИК:
И Зайчик-побегайчик!
ЛИСА:
И Лиса-сестричка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
ВОЛК:
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
ЗАЙЧИК:
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
ЛЯГУШКА:
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
(Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.)
|
|
ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ТЕРЕМКА: (хором)
Мы теперь одна семья,
И гостям всем рады!
(Появляется Медведь, идет к теремку.)
МЕДВЕДЬ:
С вами жить хочу и я!
ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ТЕРЕМКА: (хором)
Нет, Медведь, не надо!
МЕДВЕДЬ: (обиженно)
Зря вы так. Я пригожусь!
МЫШКА:
Больно ты огромен.
МЕДВЕДЬ:
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
(Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.)
МЫШКА:
Что ж ты, Мишка, натворил?
ЛЯГУШКА:
Мы ж предупреждали.
ЗАЙЧИК:
Теремок наш развалил!
ЛИСА:
Без угла оставил!
МЕДВЕДЬ:
Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
ВОЛК:
Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
ЗАЙЧИК:
Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
(Медведь ставит новый теремок на место старого.)
ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ТЕРЕМКА: (хором)
Ура, молодец Медведь!
Колобок»
Педагогическая цель: формирование у детей живого интереса к театрализованной игре, активизация словарного запаса, побуждение к двигательной импровизации
Игровая задача: развивать умения работать с кукольным театром, согласовывать движения героев сказки, порядок их появления, поощрять стремление детей создавать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия.
Оборудование к игре: кукольный театр (шар-колобок, игрушки: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса), стол для проигрывания, домик с окошком.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», просмотр мультфильма «Колобок», заучивание реплик по ролям, распределение ролей с помощью воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель:
Утром печку топили,
Щи да кашу варили,
Чай с вареньем попивали,
Горя не знали!
Вот раз и говорит дедушка бабушке.
(Появляются дедушка и бабушка).
Дедушка: Испеки – ка, Старая, Колобок.
Бабушка: Да из чего испечь – то? В доме и муки – то нет!
Дедушка: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби.
Авось и наберешь муки на колобок!
Воспитатель: Пошла старуха, по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки, горсти две, замесила тесто сдобное, на сметане, да на масле и испекла колобок. Вышел он ладный да пригожий, пышный да румяный, положила старуха колобок на окошко студиться (в окно выглядывает Колобок). А ему надоело лежать, он спрыгнул с окошка, покатился и весёлую песню запел:
Песенка Колобка:
Я – весёлый колобок,
У меня румяный бок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Воспитатель: А навстречу Колобку Заяц Серые уши.
Заяц:
Ты постой – ка, Колобок,
Колобок румяный бок,
Твой чудесный внешний вид
Вызывает аппетит!
Очень есть хотим и пить
Дай бочок твой откусить!
Колобок:
Не ешь меня, Заяц Серые уши, лучше послушайте мою песенку.
Песенка Колобка:
Я – весёлый колобок,
У меня румяный бок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
От тебя Заяц и подавно уйду.
Воспитатель: Покатился Колобок, Заяц только вслед ему смотрел. Катится Колобок дальше, а на встречу ему Волк.
Волк:
Колобок, Колобок!
И хорош ты, и пригож,
И на солнышко похож,
Я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, Серый Волк!
Я тебе песенку спою.
Песенка Колобка:
Я – весёлый колобок,
У меня румяный бок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушел.
От тебя Волк и подавно убегу.
Воспитатель: Укатился Колобок, Волк только в след ему смотрел. Катится Колобок, а на встречу ему Медведь идет.
Медведь:
Что за чудо? Вот вопрос,
Потерял ты, где свой хвост?
Лапы, где твои и уши?
И хочу тебя я скушать.
Колобок:
Не ешь меня Медведь, а послушай мою песенку.
Песенка Колобка:
Я – весёлый колобок,
У меня румяный бок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушел.
Я от Волка ушел.
От тебя Медведь и подавно уйду.
Воспитатель: Покатился Колобок, Медведь только вслед ему смотрел. Катится Колобок, а на встречу ему Лиса.
Лиса:
Здравствуй Колобок, какой ты румяненький, пригоженький.
Колобок:
Спасибо Лиса, я тебе сейчас песенку спою.
Песенка Колобка:
Я – весёлый колобок,
У меня румяный бок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушел.
Я от Волка ушел.
Я от Медведя ушел.
И от тебя, Лиса уйду.
Лиса:
Какая красивая песенка. Да стара я стала, плохо слышу. Прыгни мне на носик и пропой еще разочек.
Воспитатель: Прыгнул колобок Лисе на нос, а она его съела.
Репка»
Педагогическая цель: Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации, активизировать и развивать словарный запас.
Игровая задача: Учить детей выполнять движения, действия в соответствии с текстом, следить за развитием сюжета, самостоятельную речь.
Оборудование к игре: одежда и маски героев сказки (дедушки, бабушки, внучки, жучки, кошки, мышки и репки), лейка, обруч, лопатка.
Предварительна работа: чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке, разучивание ролей, распределение ролей совместно с воспитателем.
Ход игры:
Воспитатель: Посадил деде репку.
Выходит дед и начинает копать в обруче и садит репку.
Дед:
Репка, репонька
Родись крепонька
Ни мала, ни долга
До мышиного хвоста!
(воспитатель и дед ходит вокруг грядки – побуждать ребёнка к повторению слов, ребёнок – «репка» садится в обруч).
Воспитатель: -Репка росла, росла …и выросла большая – большая.
Репка приподнимается и тянет руки вверх (имитируя действия- расти).
Воспитатель:
Репка выросла на грядке
Значит всё в порядке.
Застряла в грядке репка,
Крепко – крепко.
Воспитатель: Пошёл дед репку тянуть. Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку..
(Ребёнок словом и жестом, зовёт другого)
Дед: Эй, бабка! Иди репку тянуть.
Бабка:
Сейчас, сейчас бегу.
Сейчас, сейчас помогу.
(Бабка становится за дедкой и помогает ему тянуть)
Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка: Внучка иди помогай.
Внучка: Бегу, бегу помогать.
(Внучка становится за бабку, и помогает тянуть)
Воспитатель: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедку за репку. Тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Внучка: Жучка помоги нам репку тянуть.
Жучка: Гав-гав, бегу помогать.
(Жучка становится за внучкой).
Воспитатель: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедку за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку
Жучка: Гав-гав, кошка иди помогать.
Кошка: Мяу-мяу, иду иду.
(Кошка становится за Жучкой).
Воспитатель: кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: Мяу-мяу, мышка беги помогать.
Мышка: Пи-пи, бегу, бегу.
(Мышка встает за кошкой).
Воспитатель: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут – вытянули репку. Завели хоровод возле репки, ох и сладка была кашка из репки.
(Дети вытягивают репку, встают в хоровод вокруг репки, кланяются).
Цыпленок»
Педагогическая цель: Формирование у детей живого интереса к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации, развивать и активизировать словарный запас детей о домашних птицах и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения.
Игровая задача: учить понимать содержание сказки, согласовывать свои движения с ролью в сказке, развивать самостоятельную речь.
Оборудование к игре: маски героев (цыпленок, курица, черный кот, петух, лягушка, забор, лужа (круг из материала синего цвета), музыкальное сопровождение для героев.
Предварительная работа: чтение сказки «Цыпленок», рассматривание иллюстраций к сказке, заучивание ролей, распределение ролей совместно с воспитателем.
Ход игры:
Ведущий: Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
(звучит быстрая музыка), (легким мелким шагом выходит Цыпленок. Поворот головки вправо, поворот влево. На месте «пружинка», и Цыпленок садится на корточки около забора.)
Ведущий: Но цыпленок думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так:
(цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)
Ведущий: И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая
(звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к Цыпленку, гладит его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)
Ведущий: Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой!
(звучит быстрая музыка).(Стремительно выбегает Черный Кот и гонится за Курочкой. Оба убегают.)
Ведущий: (печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит взлетел на забор красивый большой Петух. Вытянул шею и во все горло закричал.
(Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на стул за забором и, подняв голову, громко кричит):
Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец!
(звучит быстрая музыка, но не слишком. Удаляется под музыку. Цыпленок все время на него удивленно и восхищенно смотрит, провожая взглядом).
Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и что было силы завопил.
Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!
Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!
(Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу. Звучит довольно спокойная музыка).
Ведущий: В луже сидела Лягушка. Она увидела его и засмеялась.
(Лягушка выглядывает из – за забора.)
Лягушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор. Цыпленок плачет.)
Ведущий: Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так!
(Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.) (Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)
Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. и кланяются.
Сказка о глупом мышонке»
Педагогическая цель: формирование у детей интереса к театрализованной игре, умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность, активизация и развитие словарного запаса о домашних животных и их голосовых особенностях
Игровая задача: Учить понимать содержание сказки, поведение героев, их поступки, давать им оценку.
Оборудование к игре: маски героев сказки (мама мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка).
Предварительная работа: чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», распределение ролей вместе с воспитателем, изготовление масок вместе с родителями для драматизации сказки, заучивание реплик каждого героя.
Ход игры:
Мышка: Спи мышонок, замолчи
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Рассказчик: Отвечает ей мышонок.
Мышонок: Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи
Лучше няньку поищи.
Рассказчик: Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь мышонку Утка.
Утка: Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала Жаба важно квакать.
Жаба: Ква-ква-ква – не надо плакать,
Спи, Мышонок, до утра
Дам тебе я комара
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать,
Стала Лошадь в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: поет Лошадка…
Лошадь: Иго-го..Спи, Мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать,
Стала Свинку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала Свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать…
Свинка: Баю-баюшки,
Хрю-хрю!
Успокойся, говорю!
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок.
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.
Рассказчик: Стала думать Мышка-мать
Мышка: Надо Курицу позвать…
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Закудахтала Наседка.
Курица: Куд-куда, не бойся детка..
Забирайся под крыло,
Там и сухо и тепло.
Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!
Рассказчик: Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Щуку звать
Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука
Не услышал он не звука
Разевает Щука рот
И не слышно, что поет.
Рассказчик: Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Кошку звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка
Кошка: Мур-мур-мур,
Усни, мой крошка...
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок.
Мышонок: Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.
Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать,
Ищет глупого Мышонка,
А мышонка …
Все вместе: … Не видать!
Заюшкина избушка»
Педагогическая цель: формирование у детей интереса к играм-драматизациям, способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность, развивать и активизировать словарный запас о диких животных и времени года.
Игровая задача: формировать умение детей передавать образ героев сказки, его мимику и жесты, согласовывать свои действия с действиями других героев.
Оборудование к игре: игрушки Бибабо (заяц, лиса, собака, медведь, бык, петух), ширма, два домика (коричневый - лубяной, синий - ледяной)
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», обсуждение героев сказки, их поступки; распределение ролей совместно с воспитателем, заучивание реплик. Оставшиеся дети в роли зрителей.
Ход игры:
Ведущий: «Жили – были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика лубяная (Показывает с помощью мимики жестов зайчика и его домик, и также лису). Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит по-старому (Убирает домик лисы).
Лиса: «Заинька, пусти меня погреться».
Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и плачет, а навстречу ему …Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу попался?»
Дети хором отвечают: собака.
Собака: «Тяф – тяф – тяф! Зайка, почему ты плачешь»?
Зайка: «У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала».
Собака: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним»
Собаки: «Тяф – тяф! Уходи лиса»!
Лиса из – за ширмы кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Ведущий: «Собака испугалась и убежала. Опять зайчик идет и плачет. А навстречу ему медведь»
Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь?»
Зайчик: «У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала».
Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису».
Зайчик: «Не выгонишь, собака гнала и не выгнала, и ты не выгонишь»!
Медведь: «Нет, выгоню»!
Медведь: «Уходи, лиса!»
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему бык»
Бык: «Чего плачешь, зайка»?
Зайка: «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы изба растаяла, она попросилась ко мне и выгнала».
Бык: «Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоего дома».
Зайка: «Нет, не выгонишь. Собака гнала- не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Бык: «Нет, выгоню»!
Ведущей: «Пошел бык к избе да как начал реветь».
Бык: «Уходи, лиса»!
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий огорченно: «Испугался бык и убежал. А зайчик опять плачет. Навстречу идет петух с косой».
Петух говорит бодро: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?
Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться, да и выгнала меня».
Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»!
Зайчик говорит грустно: «Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Петушок: «Нет, выгоню»!
Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал».
Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»!
Ведущий радостно: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и наутек…А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра наживать».
Все радуются.
В конце игры можно устроить праздник, поводить хоровод
Жихарка»
Педагогическая цель: формирование артистических способностей, развитие и активизация словарного запаса при рассказывании пословиц, заучивании роли героя.
Игровая задача: Учить понимать содержание сказки, поведение героев; учить передавать движения героев, их диалог; воспитывать интерес к театрализованной игре.
Оборудование к игре: имитация комнаты в избе, веник, большая лопата, имитация русской печи, костюмы: Жихарки, Кота, Лисы.
Предварительная работа: чтение сказки «Жихарка», обсуждение персонажей сказки, распределение ролей совместно с воспитателем, остальные дети в роли зрителей. Заучивание русской народной песни.
Ход игры:
Воспитатель. Жили-были Кот и маленький мальчик Жихарка. А почему Жихарка? Да потому что он был маленький да удаленький.
Кот и Жихарка прибирают избу.
Воспитатель: Каждое утро Кот на охоту ходил.
Кот берет ружье и уходит.
Воспитатель: А Жихарка дома оставался обед готовить. Как-то раз прослышала Лиса, что Жихарка один в доме остался. И захотелось ей так Жихаркиного мясца попробовать!
Появляется около избы лиса. Ходит вокруг, принюхивается.
Лиса. Жихарка, выйди ко мне, я тебя горошка дам!
Жихарка. Да некогда мне! Я обед готовлю. Скоро Кот придет.
Лиса. Жихарка! Да посмотри в окошко, там гости идут, песни поют.
Группа детей исполняют русскую народную песню.
Воспитатель. Открыл Жихарка окно, чтобы посмотреть, а Лиса тут как тут.
Лиса. Ну, что! Обманула я тебя, Жихарка! Теперь я тебя съем. А ну, садись на лопату, я тебя в печке сварю!
Жихарка пытается сесть на лопату, а у него ничего не получается.
Жихарка. Так ли я сел, Лиса?
Лиса. Да, что ты, не умеешь что ли?
Жихарка. Нет, не умею. Покажи, Лиса!
Лиса показывает, как нужно правильно садиться на лопату, а Жихарка в это время закрывает печь.
Лиса. Ой, спасите, помогите!
Жихарка. Сиди, Лиса, варись, Лиса! Будешь маленьких обижать!
Лиса. Прости меня, Жихарка! Я больше так не буду!
Воспитатель. Ну, что, дети, простим лису?
Дети отвечают.
Воспитатель. Вот вам и маленький да удаленький! Не зря же его Жихаркой зовут! И на радость всем общую пляску заведем.
В оспитатель. Вот так по-доброму и закончилась наша сказка. Почему такой добрый конец у сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель. Помогай другу везде, Не оставляй его в беде. Какие пословицы вы о дружбе вы знаете?
1. й ребенок. Старый друг лучше новых двух.
2. й ребенок. Человек без друзей, что дерево без корней.
3. й ребенок. Друзья познаются в беде.
4. й ребенок. Один за всех, все за одного.
5. й ребенок. Нет друга, так ищи, а найдешь, береги.
Воспитатель. Каким был Жихарка?
Дети отвечают.
Воспитатель. Послушайте новую пословицу о смелости, храбрости. «Смелому человеку никакое дело не страшно». Назовите свои пословицы о смелости.
1. й ребенок. Смелый в бою не дрогнет.
2. й ребенок Смелость города берет.
3. й ребенок. Смелому победа идет на встречу.
Воспитатель. Почему вы думаете, что эта сказка русская народная? Какие характерные признаки есть в этой сказке?
Дети отвечают
Герои сказки кланяются.