Механизм формирования учебных планов при организации совместного проведения занятий в образовательном учреждении

Вопросы, регламентирующие процесс внедрения и использования дистанционных технологий обучения в образовательном процессе, разрешаются в рамках локальных нормативных актов — внутри образовательного учреждения, а также региональных нормативных актов. Пути решения, форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) — индивидуальны для образовательного учреждения.

Создание локальных актов позволяет систематизировать и унифицировать подход к процессу организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях и определить четкие правила, определяющие права и обязанности участников образовательного процесса на всех этапах. Это требует системной совместной деятельности как органов управления образованием, так и руководителей и специалистов учреждений образования, применяющих технологии дистанционного обучения.

Основная задача — создать условия для дифференциации содержания обучения с широкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, обеспечить равный доступ к полноценному образованию разным группам учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Такой подход может обеспечить развитие кооперации, объединения образовательных ресурсов нескольких школ, создании образовательных сетей.

Создание образовательной сети, кооперация (объединение образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений позволит учащимся одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей.

Цели обучения направлены на реализацию индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана. Реализация таких возможностей в рамках традиционной организации обучения значительно затруднена из-за ряда факторов (нестыковка расписаний занятий, непостоянный состав учебных групп, нерешенные вопросы учета трудозатрат и оплаты труда преподавателей и т.д.). И спользование дистанционных образовательных технологий в качестве средства реализации индивидуального обучения, прежде всего, в форме индивидуальных учебных планов школьников дает возможность составить базисный учебный план, учитывающий не только очные, дистанционные онлайн занятия, но и асинхронные формы обучения. Это требует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса.  Использование дистанционных образовательных технологий позволяет образовательным учреждениям формировать учебные планы с использованием различных форм освоения образовательных программ, а также по различным конфигурациям построения индивидуальной образовательной стратегии учащихся: возможно пошаговое или модульное освоение учебных программ.

Быстрое развитие дистанционного образования является предпосылкой создания, так называемых, «виртуальных образовательных учреждений», объединяющих в единую образовательную систему потенциал целого ряда школ, вузов, учреждений дополнительного, довузовского образования и т.д.

 Дистанционные образовательные технологии позволяют учащимся осуществлять обучение, используя смешанные формы освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст.10), когда часть предметов учащийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно. Так, например, учащийся гуманитарного профиля в соответствии со своим индивидуальным учебным планом может в ускоренном темпе (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисциплины, такие, как – физика, химия, биология, тем самым, высвободив часы для изучения профильных учебных курсов или соответствующих элективных курсов.  

При организации дистанционного обучения сетевое взаимодействие образовательных организаций (учреждений) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Образовательная сеть может строиться в двух основных вариантах.

Первый связан с интеграцией нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль «ресурсного центра», базовой школы. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует базовая школа.

Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, среднего и начального профессионального образования. В этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении. Обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.

Ресурсными центрами (базовыми школами) могут быть образовательные учреждения, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей учащихся образовательных учреждений сети. Для того чтобы образовательное учреждение дистанционного обучения, вокруг которого формируется образовательная сеть, стало ресурсным центром необходимо, чтобы его потенциал включал в себя следующие составляющие:

1. Образовательный ресурс: интерактивные мультимедиа сетевые учебные курсы (базовые, элективные, профильные); интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа; банк проектных заданий, тренажеры, тесты, базы данных, медиатеки.

2. Кадровый ресурс: сетевые методисты, учителя, тьюторы, психологи.

3. Функциональный ресурс: электронный журнал, база данных, система управления образовательным процессом.

4. Технический ресурс: компьютеры, принтеры, сканеры, веб-камеры, высокоскоростной интернет.

Обязательным для любого ресурсного центра дистанционного обучения, входящего в образовательную сеть и являющегося ресурсным центром, является лицензирование образовательной деятельности, соответствие содержания сетевых учебных курсов требованиям к обязательному минимуму и образовательным стандартам.

Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций определяется главным образом теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия: обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

·  расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;

· ·сохранение и (или) расширение контингента учащихся;

· ·обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;

· ·внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;

· ·привлечение внебюджетных средств.

Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системами образования

Ресурсные центры дистанционного обучения объединяют вокруг себя различные образовательные учреждения. При этом они могут функционировать как для реализации индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия, так и для сформированных профильных классов. Образовательный ресурс через Интернет доступен для любого образовательного учреждения, входящего в сеть, и используется учителями школ в соответствии с целями и задачами учебного процесса для проведения уроков, а также в системе дополнительного образования. Данную модель целесообразно применять тогда, когда:

· образовательное учреждение имеет недостаток в квалифицированных педагогических кадрах для преподавания базовых, профильных и элективных курсов;

· образовательное учреждение испытывает дефицит в элективных курсах, учитывая, что учащимся необходимо обеспечить возможности реального выбора элективных курсов в соответствии с их интересами;

· образовательное учреждение считает целесообразным повысить эффективность и расширить возможности для освоения учащимися отдельных базовых предметов ввиду сокращения учебных часов на эти предметы в инвариантной части учебного плана;

· планируется расширить спектр образовательных услуг в системе дополнительного образования, а также в сфере оказания платных образовательных услуг.

При организации обучения по индивидуальным учебным планам ресурсные центры дистанционного обучения, обеспечивающие функционирование сети, строят свою работу по несколько иной схеме.

В этом случае образовательное учреждение запрашивает в ресурсном центре обучения сетевые учебные курсы и другие образовательные ресурсы в соответствии с потребностями учащихся, отраженными в их индивидуальных учебных планах, и предоставляет им возможность осваивать эти курсы. Сетевые уроки могут проводиться в присутствии классного руководителя и поддерживаться сетевыми преподавателями и тьюторами ресурсного центра.

Сетевой учитель организует индивидуально ориентированный учебный процесс, базой для которого является глубокое знание индивидуальных особенностей каждого из учащихся. Такие данные предоставляет сетевому учителю психологическая служба сети и тьютор, сопровождающий учащегося в течение всего периода его обучения, помогая ему выстроить индивидуальную образовательную траекторию и быть успешным на пути достижения его целей.

При организации обучения работа сети основана на взаимном обмене образовательными ресурсами отдельных образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным в случае, если сеть состоит из образовательных учреждений, ресурсы которых дополняют друг друга.

В этом случае учащиеся, оставаясь на своих местах в классе, могут дистанционно освоить базовые и профильные предметы учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате образовательного учреждения отсутствуют педагоги, получив доступ к соответствующему сетевому ресурсу и педагогическое сопровождение к ним.

Для образовательных учреждений, работающих по индивидуальным учебным планам учащихся использование дистанционных образовательных технологий оказывается просто необходимым и пока, как правило, единственным реальным вариантом организации образовательного процесса.

Оценивание учебных достижений учащихся осуществляется как учителями школ, в которых эти учащиеся обучаются, так и сетевыми учителями из других образовательных учреждений. Также предусматривается учет отметок, полученных учащимися при работе с сетевым ресурсом, то есть отметки, полученные учащимися в результате освоения сетевого ресурса в режиме он-лайн, могут быть перенесены в классный журнал из электронного журнала центра дистанционного обучения. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет:

· ·максимально полно и эффективно использовать кадровый потенциал и всю организационно-техническую и методическую базу образовательных учреждений сети;

· ·расширить образовательные возможности каждого их образовательных учреждений, предоставляя учащимся широкие возможности выбора как учебных курсов, так и способов организации учебной деятельности;

· ·обеспечить координацию учебных планов образовательных учреждений, входящих в сеть, а также оптимизировать составление расписаний учебных занятий;

· ·избежать перемещения школьников из одного образовательного учреждения в другое, что невозможно без использования дистанционных образовательных технологий;

· ·организовывать проектную и исследовательскую деятельность в режиме межшкольной телекоммуникации.

Ответственность за организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений ложится на Координационный центр территориального органа управления образованием.

Формирование учебных планов образовательных сетей с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется в два этапа:

1. Первый этап - внутришкольный, который осуществляет администрация образовательного учреждения.

2. Второй этап - межшкольный, осуществляемый территориальным Координационным центром по формированию образовательных сетей.

В рамках первого этапа администрация образовательного учреждения должна провести мониторинг образовательных потребностей учащихся и их родителей, мониторинг внутренних ресурсов (образовательных, кадровых, информационно-технических). При анализе образовательных потребностей учащихся руководство образовательного учреждения должно учитывать не только пожелания учащихся о профиле обучения, но и формы получения образования. Эти формы предусмотрены Законом об образовании РФ ст.10.: учащийся может обучаться очно, очно-заочно, с использованием дистанционных образовательных технологий, или в форме экстерната. Далее администрация образовательного учреждения проводит комплексный анализ по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательного учреждения, выявляя, таким образом, дополнительные потребности в ресурсах сети.

На этом этапе образовательное учреждение должно выбрать модель сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. При этом следует помнить, что определяющим признаком модели "Ресурсный центр" является возможность получения от него дополнительных ресурсов: образовательных, кадровых, технологических, обеспечивающих применение в учебном процессе дистанционных образовательных технологий. А определяющий признак модели «кооперация» - это обмен образовательными ресурсами внутри сети. Поэтому крайне важно при выборе модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений ответить на вопрос, готово ли образовательное учреждение обмениваться ресурсами, достаточно ли их у него, могут ли они представлять интерес для других образовательных учреждений, или предпочтительно только получать дополнительные ресурсы из ресурсного центра.

Информацию о принятом решении по выбору модели и перечнем потребностей образовательное учреждение передает Координационному центру по формированию образовательных сетей.

Второй этап, собственно этап формирования сети, осуществляется Координационным центром. Координационный центр либо принимает пожелание образовательного учреждения о вступлении в сетевое взаимодействие по избранной им модели, либо, владея общей образовательной ситуацией на территории, может предложить образовательному учреждению вступить в сетевое взаимодействие по другой модели. Количество образовательных сетей на территории может быть разным, в зависимости от количества образовательных учреждений, их потребностей и размера самой территории.

 Координационный центр:

1. Разрабатывает критерии получения образовательным учреждением статуса ресурсного центра;

2. На основании разработанных критериев определяет образовательные учреждения, которые могут быть ресурсными центрами для образовательных учреждений территории (центры дистанционного образования).

3. Формирует образовательные сети вокруг ресурсных центров.

В случае формирования сетей по модели "Паритетная кооперация" с использованием сетевого мультимедиа образовательного ресурса и дистанционных образовательных технологий, Координационный центр:

1. Проводит комплексный анализ образовательных возможностей и потребностей образовательных учреждений территории;

2. Выявляет образовательные учреждения, готовые к обмену ресурсами;

3. Включает в паритетные сети учреждения дистанционного обучения, образовательный ресурс которых обеспечивает как содержательную, так и организационную целесообразность функционирования;

4. Выдает рекомендации ОУ по организации сетевого взаимодействия между ОУ сформированной сети.

Приказ (проект)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: