Говоря о значении понятия «туристский регион» можно отметить то факт, что слово «регион» на сегодняшний день имеет множество вариаций, из-за чего отсутствует его точная трактовка, однако само понятие в совокупности означает определенную географическую единицу, на территории которой находятся привлекательные дли туристов ресурсы и услуги, удовлетворяющие их потребности.
Важнейшую роль туризма, как социально-экономической системы, играют туристские ресурсы, так как с их помощью, соответственно, при их правильном использовании, определяется интерес потребителя и дальнейший его выбор в пользу данного региона.
Тур-проектирование является начальным этапом при разработке туристической программы: благодаря данной стадии маркетологи определяют основные потребности рынка по предоставлению турпродукта и его возможную конкурентоспособность. Сроки проектирования программы составляют от 4 до 6 месяцев до начала тура или сезона.
На данный момент туризм в России можно представить, как инновационную деятельность, позволяющую создать мероприятие для осуществления плана по достижению конкретных целей. Следовательно, туристический проект можно разделить на два вида:
– исследовательский проект, задача которого нацелена на разрешение вопроса актуальности задач и целей, имеющих значение во всех сферах жизни общества: политической, культурной, социальной и экономической. Однако из-за присутствия риска данного вида проекта, он находится в большинстве случаев на обеспечении от государства;
– венчурный проект, цель которого внести что-то новое – новаторское: индивидуальный проект, технология, создание дорогостоящих разработок. В отличие от исследовательского проекта, венчурный носит индивидуальный и частный характер – отсутствует спонсирование со стороны государства.
Специфика проектирования туристических программ заключается в проблеме удовлетворения потребностей каждого клиента: стоит учитывать множество факторов, начиная от территориального признака и заканчивая обеспечиванием программы множеством туристских ресурсов.
Туристские ресурсы, согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» включают в себя природные, исторические и социально-культурные объекты, в состав в которых входят туристские показы и другие формы объектов, способных удовлетворить духовные потребности человека и восстановить их физическое состояние.
В более широком значении можно отметить, что туристские ресурсы представляют собой комплекс искусственных и естественных объектов, формирующих единый продукт для туристов.
Современная классификация включает в себя два типа туристских ресурсов:
1. первичные, так как основной упор интереса клиента заключается в объектах, которые предоставляет данная территория. Стоит отметить, что в силу неустойчивости терминологии в данной отрасли туристические объекты имеют синонимичное происхождение с достопримечательностями или объектами туристского интереса;
2. косвенные, так как к ним относят те объекты и организации, благодаря которым происходит обеспечение потребителей необходимым, то есть они создают материально-техническую базу.
На данный момент существует множество классификаций, определяющих структуры туристских ресурсов, однако в данной работе будет рассмотрена та, что наиболее полно отражает клиентоориентированность. Она подразумевает их разделение на следующие виды:
1. природные туристские ресурсы, включающие в себя компоненты природной среды и привлекающие тем самым внимание потребителей. В последнее время в Российской Федерации заметен интерес именно к природным ресурсам, хотя данное суждение довольно противоречиво, поскольку существует такая же вероятность, что данная территория была выбрана с другой целью;
2. культурно-исторические, имеющие антропогенный характер и несущие в себе информацию об исторических или культурных событиях, происходящих на данной территории в прошлом и охватывающих всю её социокультурную среду, среди которых можно отметить традиции, архитектуру и народные обычаи;
3. информационные ресурсы, то есть подразумевающие информацию о территории, об условиях её развития и культуре, истории, именитых персон, когда-то проживающих на данной земле и т.д. Основными её источниками можно считать печатные издания или электронные ресурсы, сайты турфирм, экскурсовода – то есть все, что является возможным носителем информации. При этом стоит отметить её специфичность, поскольку она может содержать в себе как реальную и неискаженную информацию – четкие факты, так и с элементами мифологии, то есть легенды, предания, притчи и т.д.
Возможна и комбинация данных видов в один туристский ресурс, что превышает его значимость в представлении туристов: ярким примером тому может служить усадебный комплекс Некрасова «Карабиха», который, с одной стороны, является памятником истории, а с другой – музеем. Однако к их немаловажной особенности можно отнести то, что они принадлежат государству, то есть их частная эксплуатация запрещена, а общественная разрешена.
При этом очень часто замечены допущения отношения памятника природы или культуры к туристским ресурсам, ведь для того, чтобы он стал обладать такой привилегией, ему необходимо доказать свою потребительскую ценность, критериями которой являются:
– доступность, то есть удобное месторасположение относительно тех мест, где проживают потенциальные клиенты, а также его осмотр, подразумевающий нахождение таких услуг, как парковка, смотровых площадок, транспортных путей и т.д. В виду этого множество объектов в Российской Федерации не могут стать туристским ресурсом, поскольку для его посещения необходима дополнительная экипировка или снаряжение;
– концентрация, то есть сосредоточенность всех объектов в одном месте, из-за чего ценность отдельного ресурса будет рассматриваться с повышенным уровнем привилегированности;
– информационная обогащенность, то есть информация, способная вызвать интерес у потребителя. При этом это касается не только экскурсионных целей, а может рассматриваться с точки зрения оздоровительного эффекта: так, например, если минеральная вода не будет обладать тем химическим составом, необходимым для воздействия ею на человека лечебными свойствами, то она резко может потерять свою ценность;
– зрелищность или способность ресурса привлечь или вызвать эмоциональную реакцию у клиента, что главным образом зависит от уровня его сохранности и окружающей обстановки. Причем ключевыми факторами можно считать его уникальность и известность;
– емкость, где существуют жесткие противопоказания, такие как посещение определенного количества человек с целью обеспечения сохранности объекта;
– многослойность, то есть возможность объекта удовлетворить потребности клиентов в различных видах туризма.
Таким образом, разработку направлений и проектирования программ можно считать одним из важнейших процессов по созданию «туристического путешествия»: от хорошо распланированного тура зависит и экономическая выгода для туроператора.
Причём особое внимание туристическим организациям стоит уделить проектированию программ индивидуального характера: их доля в финансовой составляющей компании превышает показатели группового туризма, что подразумевает создание программ с адекватным туристским продуктом, прямым образом зависящего от правильной и объективной оценки туристского ресурса.