Художника театра и кино В.И. Доррера

Содержание

 

Вступление.....................................................................................3

 

1. Особенности творческого формирования В.И. Доррера как художника театра и кино......................................................................6

 

2. Работы В.И. Доррера для кино..............................................10

 

3. Графические работы 1950-х годов В.И. Доррера для советского театра.................................................................................17

 

Заключение...................................................................................21

 

Список использованных источников.........................................23

 

Приложения..................................................................................24

 


 


Вступление

 

Валерий Иванович Дорре'р – мой двоюродный дедушка. Его творческие работы в искусстве, ранее широко востребованные и высоко оценённые как в нашей стране, так и за рубежом, сейчас малоизвестны.

Поэтому для того, чтобы узнать о нём, вспомнить и напомнить о его творчестве, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, я решила собрать побольше информации, обобщить её и разложить по полочкам, а затем поделиться с Вами полученным результатом на страницах своей дипломной работы.

Пришлось изрядно постараться, так как информации в общедоступных литературных и «сетевых» источниках оказалось немного.

В немногочисленных и в основном повторяющих друг друга энциклопедических статьях кратко сказано, что Валерий Иванович Доррер родился в Ленинграде в семье художника, учился в художественной школе на Таврической, в 1944 году поступил на работу в театрально-декорационные мастерские Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

Через три года, в 1947 году, впервые экспонировал свои работы на выставке театральных художников.

С 1948 года на постоянной основе оформлял спектакли Малого оперного театра.

Организовал и провёл пять персональных выставок, много работал для театра и кино.

Как художник удостоен множества дипломов и наград.

Член Союза художников СССР [8].

Известен и востребован за рубежом.

Работы В.И. Доррера с неизменным успехом экспонировались на Промышленных выставках в Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро.

Эскизы декораций и костюмов сегодня бережно хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. А.С. Бахрушина, в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургской театральной библиотеке, в музеях множества других театров.

Достаточно ли этих общеизвестных фактов для написания выпускной дипломной работы, – спросила себя я. И сама же себе ответила: конечно же нет, налицо дефицит информации для предметного и интересного разговора на выбранную тему.

И тогда я в лучших традициях советского времени отправилась «доставать дефицит».

Сначала всё казалось сложно и безнадёжно, как говорит мой папа-полковник «глухо, как в танке». И страшно. Но, по мере погружения в материал, «страшно» как-то незаметно превратилось в «страшно интересно», да ещё и «с иллюстрациями», вернее, конечно же с будущими приложениями.

Я допрашивала с пристрастием родителей и родственников «до седьмого колена», перебирала литературные и тематические каталоги в библиотеках, искала информацию в глобальной сети, и даже выудила одно историческое издание (каталог всех работ В.И. Доррера, издание 1972 года) [1] на Avito.

Таким образом, мне удалось немного расширить горизонты информации по теме исследования и значительно увеличить общий объём собственных знаний, как об искусстве, так и об истории своей страны и своей семьи.

Не берусь судить, насколько хорошо и интересно у меня получилось, но в своей работе я постаралась рассказать о раннем творчестве дедушки, об особенностях его творческого формирования как художника театра и кино, и о его работе над театральными и кинопостановками в 1950...1960-х годах.

Чуть подробнее я остановилась на его графических работах, выполненных в 50-х годах прошлого века для театральных постановок (классических спектаклей, опер и балетов) в СССР.

И, конечно же, как выпускница художественной школы, свой рассказ я максимально дополнила как известными и узнаваемыми, так и редкими, уникальными, художественными работами Валерия Ивановича Доррера.


 


Особенности творческого формирования

художника театра и кино В.И. Доррера

 

В данной главе речь пойдёт о раннем творчестве дедушки, об особенностях его творческого формирования как художника театра и кино, а также о знакомстве его с искусством на профессиональном уровне.

Уроженец Ленинграда Валерий Иванович Доррер (1928-1983) прожил недолгую и очень яркую творческую жизнь.

Его предки – швейцарские французы, были часовщиками и механиками. Поколения обрусевших Дорреров всегда неизменно продолжали семейную традицию. Первым исключением стал Иван Августович Доррер, отец художника.

В 1926 году Иван Августович поступает в Академию художеств. Проучившись там два курса, он в год рождения сына (в 1928 году) уходит из академии, и всё последующее время работает оформителем выставок. В морозном феврале 1942 года Иван Августович Доррер умирает в блокадном Ленинграде от воспаления легких и дистрофии.

Тяга к большому творчеству, не реализованная отцом, удивительным образом перешла по наследству к сыну. Четырнадцатилетний Валерий поступает учеником наборщика на Вторую фабрику детской книги, где и состоялось его первое знакомство с профессиональным искусством.

Всю войну, даже в самые тяжёлые месяцы блокады, художники-графики продолжали своё важное дело. Ученику наборщика Валерию Дорреру доверяют печать агитационных открыток и плакатов.

Немногим позже Валерий Доррер переходит учеником в цех хромолитографии, где готовит литографские камни и помогает мастерам-печатникам.

Возможно, именно здесь зародились чёткость, лапидарность, обобщенность и графичность, которые в дальнейшем прослеживаются в работах художника [6].

Здесь, на фабрике детской книги, художник познакомился с искусством на профессиональном уровне и одновременно получил бесценный личный опыт, помогая в работе профессиональным художникам-графикам.

Значительное место в формировании В.И. Доррера как художника в блокадный период принадлежит живописцу и графику К.С. Козьмину, который верно определил не только колористическую одарённость В.И. Доррера, но и «театральность» природы его таланта, и в дальнейшем помог юноше поступить в декорационные мастерские Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова [2].

В пятнадцать лет Валерий начинает работать помощником маляра в мастерских Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

В девятнадцать лет Валерий создаёт две новые декорации в балете «Щелкунчик», возобновлявшемся после войны (Приложение 1,2,3).

В двадцать лет Валерий получил первый самостоятельный спектакль, им стал «Манон Леско» Ж. Массне в Малом оперном театре (Приложение 4,5). Спустя десять дней после его премьеры, там же состоялся показ второй работы – «Трубадур» Дж. Верди (Приложение 6,7).

Так молодой помощник маляра Валерий становится Валерием Ивановичем, художником-универсалом.

В военные годы В.И. Доррер пишет первые пейзажи и натюрморты.

Работа «Смольный собор» (Приложение 8) помечена 1943 годом. Временны'е рамки в ней угадываются зрителем, но выражены они не в фиксации разрушений, руин и пробоин, так как на холсте отсутствуют типичные приметы «блокадного» пейзажа. Тревожное для страны время определяется колористическим решением – гаммой серых тонов, темно-зеленых, землистых охр.

В пейзажах художника к 1950-му году цветовая гамма становится более изысканной, локальный цвет изображаемых предметов намного жёстче подчиняется единому цветовому строю композиции, всё большее значение придается живописной фактуре, «Мойка» (Приложение 9).

Равно блестяще работал Валерий Иванович в оперном, балетном и драматическом жанре, в кинематографе, делал плакаты, оформлял рестораны и кафе, иногда для души писал натюрморты и портреты. («Натюрморт с белой вазой» (Приложение 10), «Вика» (Приложение 11) и многие другие) [4].

В Москве В.И. Доррер оформил 12 спектаклей, работал на Центральном телевидении СССР и на «Мосфильме» [6].

Всего в качестве главного художника В.И. Доррер оформил восемьдесят пять спектаклей в двадцати семи театрах большой Советской страны – Союза Советских Социалистических Республик [5].

Он – один их художников кинокартины «Отелло» С.И. Юткевича (Приложение 12,13,14,15), удостоенной главного приза Каннского кинофестиваля.

Его театральные шедевры: «Эсмеральда» (Приложение 16,17) и «Ифигения» (Приложение 18,19,20), «Богема» (Приложение 21,22) и «Пиковая дама» (Приложение 23), «Берег надежды» (Приложение 24,25) и «Тропою грома» (Приложение 26,27), «Три толстяка» (Приложение 28,29,30) и «Голый король» (Приложение 31,32,33).

Успешно сотрудничал с балетмейстерами К.М. Сергеевым, П.А. Гусевым, И.Д. Бельским, Ю.Н. Григоровичем, Л.М. Лавровским, Л.В. Якобсоном, К.Р. Голейзовским, Н.Н. Боярчиковым, А.Д. Брянцевым, с ведущими оперными и драматическими режиссерами Советского Союза.

Все его работы демонстрируют дар колориста и остроту графика, умение неожиданно и точно определить пространство сценического действия, оригинальное художественное мышление и гениальную интуицию Валерия Ивановича Доррера – «Моцарта отечественной сценографии» [4].


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: