Для советского театра
В заключительной главе я хочу чуть подробнее остановиться на графических работах для театра, выполненных Валерием Ивановичем в 50-х годах прошлого века.
Во второй половине XX века в искусстве наступала эпоха минимализма, декоративность же становилась синонимом поверхностного подхода к работе.
В моде так называемый «суровый стиль».
Изменился и изобразительный язык В.И. Доррера. На смену живописи ранних работ пришла графическая форма.
В начале 1950-х годов художник оформил ресторан «Нева» на Невском проспекте (Приложение 62). По архивным данным, в центральной части вестибюля на полуколонне он расположил черно-бело-золотой рисунок, похожий на очертания парусов (к сожалению, фотографии и эскизы внутреннего оформления отыскать не удалось).
Художник часто прибегает к абстрактным геометрическим формам: круги, овалы, дуги, видоизмененные треугольники присутствуют на театральных занавесах, в рабочих рисунках, набросках, эскизах.
В фильме «Сегодня – новый аттракцион» (Приложение 40) В.И. Доррер повторил решение ресторана «Нева».
|
|
В декорациях к «Бане» В.В. Маяковского (1954) на сцене драматической студии Дворца культуры им. С.М. Кирова видится начало нового этапа творчества художника.
И площадка, и фактура произведения, и стиль режиссёра отрицали пышность и живописность.
Здесь В.И. Доррер обратился к графике первых послереволюционных лет, в частности: к теме плаката 20-х годов ХХ века, к «Окнам РОСТа».
Художник словно вспомнил и применил знания, полученные в юном возрасте в период работы в типографии в блокаду.
При этом одни эскизы к «Бане» соответствуют прежнему стилю художника, а другие сделаны уже по-новому.
Грань видна не только в использовании изобразительных средств, но и в овладении пространством сцены.
Если, к примеру, рассмотреть внимательно один из эскизов (Приложение 49), то очевидно, что он имеет мало отличий от прежних работ художника, главное здесь – живописное решение. Цветовые пятна – красное, жёлтое, розовое, чёрное, зелёное, голубое - играют первостепенную роль, задавая листу и сценическому оформлению необходимую энергетику.
В эскизе с лозунгом «Время вперед – в 2030 г.» (Приложение 50) впервые присутствует фирменный знак художника в виде «косой» кулисы.
Композиция имеет ось, по которой идет движение слева направо. На заднике – изображение рабочей Москвы, сверкающей огнями. За левым косым порталом – стена чёрного цвета с хорошо читаемой водосточной трубой, в правой части – красного цвета конструкция, являющаяся либо фрагментом памятника монументальной пропаганды, либо революционного городского оформления.
|
|
Новый приём активно применен в третьем эскизе (Приложение 51) – в синий косой портал вписана красная комната. Сверху – написанный белым лозунг. В.И. Доррер определяет трехцветную формулу: синий, красный, белый.
Жёсткая, непререкаемая манера исполнения, ёмкость формы – становятся индивидуальным стилем художника.
Путь, намеченный в спектакле «Баня» в 1954 году, апробированный в «Последней остановке» (Приложение 52), был выбран В.И. Доррером как магистральный.
Тридцатилетний художник окончательно определился [2].
«Баня» оказалась первым шагом на пути художника в овладении новой изобразительной лексикой.
Дальше – балеты «Тропою грома» (1957) (Приложение 26,27), «Берег надежды» (1957), «Берег надежды» (1959) (Приложение 24,25), «Барышня и хулиган» (1962) (Приложение 53,54,55), «История одной девушки» (1967) (Приложение 56,57), драматические спектакли – «Последняя остановка» (Приложение 52), «С новым счастьем» (1957) (Приложение 58), опера – «Эсмеральда» (1958) (Приложение 16,17).
По мнению Л.С. Овэс, именно в балете пластический язык В.И. Доррера обрёл совершенство, заточился до формулы, художественная энергия художника воплотилась в творческие удачи [4].
Ассоциации с графикой 1920-х годов возникают, в первую очередь, при взгляде на плакат-афишу к «Барышне и хулигану» (Приложение 59), стилизованному под «Окна РОСТА», на фигуру хулигана на фоне упрощённой схемы общей постановки.
Плакатность 20-30-х годов есть и в других вариантах-эскизах этой афиши (Приложение 60,61), но выбранный автором – является наиболее чётким и лаконичным.
Плакаты В.И. Доррера к балету «Барышня и хулиган» были представлены на выставке театрального плаката, проходящей в Ленинграде во Дворце работников искусств им. К.С. Станиславского.
На выставке были представлены 118 работ двадцати шести ленинградских художников. Среди участников были как театральные художники, так и занимающиеся плакатом профессиональные графики.
Выставка показала два принципиально различных подхода к теме театрального плаката.
Л.С. Овэс в статье «Выставка театрального плаката», опубликованной в сборнике «Советские художники театра и кино, 1975» называет их условно: «театральный» и «графический» подход.
«Графики» были едины в своей оценке театрального плаката и требованиях к нему сугубо графического плана. В результате, работы «графиков», выполненные с профессиональной графической безукоризненностью, недостаточно соотносились с конкретным театром или спектаклем. Плакаты «графиков» отражали, в лучшем случае, почерк автора, не отражая спектакля, его пластической и режиссерской концепции.
Экспонировавшиеся на выставке плакаты, созданные театральными художниками, в этом смысле выгодно отличались от работ «графиков».
В плакате Валерия Ивановича Доррера к «Барышне и хулигану» не только словно слышится звучание музыки Д.Д. Шостаковича и ощущается ритм поэзии В.В. Маяковского, но в нём словно закодировано и само пластическое решение балета, поставленного К.Ф. Боярским, прекрасно чувствуется природа театральной образности.
Заключение
Начинал Валерий Иванович Доррер подростком.
Им было исполнено множество работ – для театра, кино, телевидения.
Ещё в первые годы работы художника, в год первой персональной выставки Валерия Ивановича Доррера в Ленинградском Доме кино, было заметно его цеховое образование и яркая индивидуальность.
Заказы на оформление постановок он получал потому, что театры справедливо увлекались его дарованием, его своеобразием.
На протяжении первых двух десятилетий творчества в значительной степени изменился художественный язык автора, изменились и используемые им средства художественного воздействия на зрителя.
|
|
Первоначальная традиционная, «коровинская» живопись уступила место новому пониманию возможностей цвета и света в сценическом пространстве, возможностей непрерывного их изменения и развёртывания в процессе, возможности «образного потока». Колористическое решение создавало необходимый в конкретном спектакле эмоциональный строй.
Изобразительные решения Валерия Ивановича Доррера неизменно поэтичны и образны.
Он тонко чувствовал сцену и потому умел дать в каждом эскизе, как для театральной, так и для кинопостановки, целое множество образов.
Причём, каким бы театральным ни был предложенный им мир, он всегда оказывался и оставался убедительным и подлинно реалистичным.
Уделяя непосредственное внимание продумыванию деталей, Валерий Иванович Доррер не упускал из вида главное. В эго эскизах ясно ощутима целостность – масштабность восприятия спектакля и кино.
Мой дедушка Валерий Иванович Доррер творчески изучил и досконально знал театр и кино, как в теории, так и на практике.
Он умел самостоятельно решать трудные сценические задачи.
Он сумел создать и сохранить собственный художественный, узнаваемый «почерк».
Он оставил яркий след.
Каждая из его работ – свободное создание творческой фантазии.
За каждой работой стоит всестороннее знание материала.
Мой дедушка является примером творческого применения таланта и постоянного самосовершенствования.
Мне есть к чему стремиться, и есть кем гордиться.